Продолжаем выкладывать обзоры с выставки в Стамбуле. Честно говоря, в Турции на данный момент на много больше интересных для России марок и моделей чем в Китае. Об этом уверенно говорят наши коллеги посетившие выставку в Пекине. В общем, знакомьтесь, марка HUNTER, модель «Леопард». Рассказывает наш специальный корреспондент Алёна Сёмушкина.
Начнём с того что я обожаю путешествовать на мотоцикле по регионам России. Те, кто знают, что это такое, как правило, имеют в своём багаже массу историй о себе и о других своих коллегах-безумцах. О таких я и решил сейчас написать.
И так вот вам один из самых безумных мотопутешественников, что мне посчастливилось встретить. Как-то раз далеко в горах Алтая я встретил мотопутешественника из далёкой Белоруссии который добрался до своей заветной цели проехав через всю Россию на 125 кубовом Bajaj Boxer.
Когда я спросил не страшно ли ехать через весь континент и обратно одному, он ответил – что переживал только за мотоцикл. И тут вот в чём ещё вызвал меня интерес этот случай. Этот отважный белорус вовсе не собирался ехать один, поездка планировалась с напарником и так вышло что его напарник по непонятной причине слился за день до поездки. И что вы думаете сделал этот авантюрист – одиночка? Он разобрал его байк (тоже Boxer) и почти полностью перенёс его себе в огромный металлический кофр. «Черный ящик» - так он это называл). В этом ящике у него лежал полностью двигатель в сборе и расходники.
Вот так посмотришь на подобных безумцев и понимаешь, что для достижения своих целей у них не бывает преград. Если они хотят что-то сделать, то просто берут и делают.
Продолжение рассказа о поездке на Весте по России, Грузии, Армении, Чечне и Дагестану. Начало здесь
Границу с Арменией переходил в Ниноцминда. На границе, на легковой машине, я был единственный выезжающий в Армению. Весь переход занял пятнадцать минут, которые ушли в основном на обмен денег, оформление экологического сбора и страховки.
Если экологический сбор собирают государственные чиновники, то страховку на авто продает частник, арендующий закуток в здании таможни.
Я спросил его: «Сколько стоит?» - и это оказалось зря, он понял, что я не знаю цен и хлопнул рукой по столу: «Пять тыщ драм!».
Я отдал ему купюру, он дал мне полис отпечатанный на армянском языке. Лишь позже, разглядывая полис, я увидел в нем цифры: 4000. Этот армяшка надул меня на 1000 драм. Вот так, не успел въехать в страну, а уже обманули на 150 рублей…
Покупать полис у этого жулика на границе не обязательно, но дальше по дороге я не видел ни одного места где можно было бы купить еще. Полис вносится в базу данных и при выезде из страны, если его не будет или он будет просрочен, возникнут проблемы – оштрафуют.
Экологический сбор плюс страховка обошлись мне в 9000 драм, что на наши деньги – 1300 рублей.
Армения более русифицированная страна, хоть и не имеет с Россией общей границы. Все жители, с кем я общался, прекрасно говорили по-русски, почти все вывески дублируются на русском, на дорогах полно русских, еще советских машин. ЗиЛы, ГаЗоны, Москвичи, Волги, переделанные на работу на газу и чуть живые от старости…
1/4
Армения похожа на Россию 90-х.. Такие же шикарные дворцы казино вдоль дорог и везде реклама водки, даже возле школ и на автострадах.
В Армении очень вкусный серый хлеб. Надо сказать, в Грузии я черного хлеба купить не смог, пришлось обходиться сухариками, а в Армении продается серый хлеб и он просто восхитителен на вкус.
Мой путь лежал к подножию Арарата, в монастырь "Хор Вирап" – давно хотел посмотреть на эту священную гору. К ней Ной причалил свой ковчег, а в этом монастыре крестили первых армян – место знаковое и священное.
Когда-то давно, Арарат был армянским и армяне все еще считают его своим… Хоть и много лет назад турки сказали «Арарат наш» и отжали его у более слабых соседей. С тех пор армяне находятся с турками в перманентном напряжении и могут на Арарат смотреть только в бинокли из-за границы.
Но, великое видится на расстоянии, и с монастыря Хор Вирап открывается просто великолепный вид.
Я приехал туда вечером, посмотрел на Арарат в лучах заката, и сразу появилось желание посмотреть на него и освещенным утренними лучами.
1/5
Заночевал возле монастыря на кладбище. Да, вот как-то так и получилось, кругом сады и виноградники – вроде как частная собственность, не хотелось туда вторгаться, а кладбище возле стен монастыря не требовало разрешения…
Я поставил машину возле могил и завалился спать. Ночь прошла спокойно, и утром я снова делал фоточки Арарата со смотровой площадки монастыря.
Кладбище, надо сказать, интересное. Такие памятники я раньше не встречал.
1/4
Затем часа два гулял по Еревану – нужно было поменять деньги, но в центре города жуткие пробки, поэтому я оставил машину и пошел пешком.
1/2
Поменяв деньги и прикупив армянского серого хлеба, я поехал на следующий чекпоинт – озеро Севан.
Красивейшее озеро с ярко-белыми песчаными пляжами и холодной, прозрачной водой.
1/5
Я отдыхал, загорал и ел просто восхитительных копченых сигов, которых продают тут же, на трассе, за символическую цену – 1000 драм (150 руб) за килограмм рыбы. Просто обалденные сиги. Наверное, даже лучше мамадышских судачков.
Вечером я уже проходил армяно-грузинскую границу. В Грузии я больше ничего смотреть не хотел и решил сразу пересечь ее и выехать в Россию.
Вечерний Тбилиси великолепен. Море огней, машин, дворцы казино – ночью Тбилиси весь переливается разноцветными огнями и живет бурной жизнью.
Ночью в Грузии красиво. Южное небо полное звезд, а еще на вершинах холмов и гор грузины устанавливают христианские кресты с подсветкой, и смотрится это просто бомбически – горящий крест летит в черном небе… Я несколько раз пытался их фотографировать, но камера телефона из-за сильного контраста не может передать всю эпичность картины…
Ночью прокатился по военно-грузинской дороге, получил незабываемое удовольствие от ее дичайших серпантинов и чертей, выскакивающих из темноты перед машиной.
Ночью я уже был в России. Разложил сиденья и завалился спать. Утром помылся в душевой на трассе и поехал дальше, решив, что позавтракаю в Грозном.
Надо сказать что Кавказ какой-то маленький что ли… Здесь можно за несколько часов пересечь пару стран потратив на это пол-бака бензина. Невольно вспоминаешь российские просторы - забайкальскую тайгу, где от города до города «несколько Грузий», а на указателях четырехзначные числа расстояний…
В Грозном я сразу поехал на «улицу шашлыков» - после севашских сигов и персиков хотелось мяса. «Улица шашлыков» - такая достопримечательность Грозного, где на небольшой улочке, на окраине города, расположились десяток шашлычных. Сюда едут люди со всего города, пообедать в тишине и уюте.
Я выбрал шампур с бараниной, его отнесли готовиться, и молодая чеченка проводила меня в отдельный кабинет с кондиционером. Цены там не сказать что дешевые – шампур 450 рублей, вместе с соком и салатом у меня вышло 600, но пообедал я славно.
Баранина была приготовлена просто великолепно.
1/3
Я уехал в центр Грозного и пошел бродить по туристическим местам. Парк цветов, Грозный-сити, мечеть «Сердце Чечни», прошелся по проспекту Путина.
1/10
Не смотря на то, что уже было 17 сентября, стояла жара 36 градусов, что в дополнении со съеденной бараниной совсем не располагало к прогулкам.
Побродив по Грозному, я поехал в Аргун.
Там располагается еще одна красивая чеченская достопримечательность – мечеть имени Аймани Кадыровой. Она сделана в стиле хай-тек – переливается разными огнями и смотрится вечером необычно и красиво.
1/4
Теперь я хочу сделать «лирическое отступление» и высказать свое мнение о Чечне и Грозном. Раньше, читая интернеты, я постоянно натыкался на стоны всёпропальцев, которые «переживали» за российский бюджет, растрачиваемый Чечней на строительство роскоши. Теперь я понимаю, что все разговоры будто бы Чечня «обложила данью Россию» и живет за ее счет – это все бред травмированных антироссийской пропагандой хомячков. Нет в Чечне дикой роскоши. Есть красивый город Грозный, современный, с парками и хай-теком, но роскоши в нем нет. Есть не так давно отстроенный город, с чистыми улицами и цветниками. Если поискать в интернете фотографии, например, Аргуна, то поиск выдаст мечеть и четыре высотных дома переливающихся разноцветными огнями. И все. Больше «роскоши» в Аргуне нет – весь город состоит из частного сектора. Если сравнить две мусульманских республики Татарстан и Чечню, то, я бы сказал, что Чечня до Татарии недотягивает. Теперь, когда я был и в Казани, и в Грозном, могу делать выводы.
Чечня живет и строится, как и вся Россия. Так же, как и везде, строятся дороги и жилые кварталы и единственное, что отличает Чечню от остальной России – люди. Народ здесь, в подавляющем большинстве, очень верующий, с сильными традициями и устоявшимися взглядами на жизнь. Например, даже в жару невозможно увидеть чеченца в шортах, а чеченские женщины ходят только в длинных платьях, и смотрится это необычно и красиво.
При мне несколько русских девчонок - туристок покупали у продавщицы сувенирами большие платки, которые завязываются на талии как юбка. Девчонки повязали эти юбки себе поверх джинсов и чеченка-продавец сказал: «Ну вот, сразу на девочек стали похожи…» и замолкла, поняв, что сказала что-то, для русских непонятное…
Девчонки рассмеялись, а я подумал: «А ведь она права...» На самом деле, платье или юбка украшает женщину, а вот наши об этом забыли.
Чеченцы уберегли свой этнос от эмансипации, и это делает им честь.
Так же в интернете часто твердят о высокомерии чеченцев, о их непримиримости к другим конфессиям.
Вот, посмотрите видео, снятое в самом центре мусульманского Грозного, на нем звонят колокола христианского Храма Михаила Архангела. А теперь вспомните, в той же Казани, кто-нибудь слышал христианский колокольный звон? Нет, в мусульманской Казани церкви не звонят. В этом отношении чеченцы толерантнее братьев по вере – татар
В Чечне нет пьянства, азартных игр и воровства, как в соседних Армении и Грузии. Воровства, похоже, на самом деле нет – машины в жару круглые сутки стоят с открытыми окнами.
Я зашел в платный туалет в сквере – на входе висит вывеска «20 рублей», стоит тарелка с деньгами и никого. Положил полтинник, взял из тарелки себе сдачу и прошел.
Закончу лирическое отступление тем, что Чечня очень отличается от остальной России именно своими жителями. Впрочем, как и Татарстан.
Из Грозного я еду дальше, в Дагестан. В самый старый город России – Дербент.
Выспаться, провести генеральную уборку, посмотреть все новые сериалы и позаниматься спортом. Потом расстроиться, что время прошло зря. Есть альтернатива: сесть за руль и махнуть в путешествие. Как минимум, его вы всегда будете вспоминать с улыбкой. Собрали несколько нестандартных маршрутов.
Продолжение рассказа о поездке на Весте по России, Грузии, Армении, Чечне и Дагестану. Начало здесь
Берег здесь зарос различной тропической флорой, а ближе к пляжу, на песке, красивый сосновый бор. Воздух здесь – хвойный дух, смешанный с морским ароматом – удивительно вкусное сочетание. Я не любитель пляжного отдыха, но здесь я просто балдел. От воздуха, от тишины, от чудесного теплого и прозрачного моря.
В паре километров от этого поселка находится курортный городок Уреки. В нем уже можно найти всю атрибутику пляжного курортного отдыха. Огромный пляж со всей инфраструктурой – автостоянки по 3 лари за день, магазины, рестораны и просто забегаловки. В этот городок, похоже, съезжаются не только со всей Грузии, но и с России и Армении. Армян особенно много, чуть ли ни больше чем грузин.
1/6
В сосновом пролеске, что протянулся вдоль пляжа почти до самого Уреки, полно диких автотуристов. Приезжают на машинах, живут в палатках, много русских, армян, грузин.
Я разговорился с парнями с 23 региона. Живут уже неделю, ходят в поселок за пресной водой, отдыхают от интернета и вообще электричества. Конечно же, никакая полиция их не тревожила, единственная напасть – вездесущие коровы, которые нагло суют морды в палатки и жрут все что не приколочено…
Но люди из палаток относятся к ним философски. Все просто живут и кайфуют в прекрасном месте.
Стоишь на берегу, и чувствуешь солёный запах ветра - что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась.
(с) к\ф «Достучаться до небес.»
1/2
Каждый день, что здесь жил, я выходил на берег встречать закат.
1/5
Купался, делал фоточки удивительно красивых закатов и возвращался домой уже затемно, еле разбирая дорогу и запинаясь о коровьи лепешки.
1/2
Я перед поездкой прочитал в интернете примерно следующее: «если вы едете на машине отдыхать в Турцию, то не заезжайте по пути в Грузии на черные пески Уреки. Иначе вам просто больше не захочется никуда ехать».
Что-то подобное испытал и я. Лишь через четыре дня я заставил себя собраться. Мое путешествие еще не достигло и половины. Впереди меня ждут Турция и Армения. Надо ехать, надо.
От Уреки до Турции всего 70 километров, но путь лежит через Батуми и объездной дороги нет.
В Батуми творится какой-то ужос, такое ощущение, что грузины вообще на общественном транспорте не ездят, весь город заполнен машинами. Я думал прокатиться на канатной дороге, что протянута над городом и посмотреть виды сверху, но банально не нашел куда припарковаться. Так и проехал мимо.
Грузины же паркуются как хотят, на переходах, на газонах, тротуарах, а часто просто встают в правой полосе и включают аварийку. Все на это смотрят равнодушно, потому что всегда можно открыть окно, помахать рукой – попроситься в ряд и тебя пропустят… но и тебе, если уж кто-то машет и просит – лучше пропустить, иначе никаких нервов в таких пробках не хватит. Вот так там и ездят, машут друг другу, пропускают, благодарят, вежливо и неспешно, особо не обращая внимания на знаки и разметку. Полиции там много, но и она на все это смотрит так же, вежливо и неспешно.
Между Грузией и Турцией большой, современный пограничный переход. Я оставил машину на стоянке на берегу моря и пошел в Турцию пешком.
1/3
Переход «туда» занял считанные минуты – там по коридорам и эскалаторам идешь дольше, чем оформляют бумаги.
1/3
Выйдя из терминала, я нашел маршрутку, которая едет до ближайшего городка находящегося в трех километрах от границы. От терминала можно уехать, в принципе, вообще по всей Турции – есть автобусные рейсы даже в Стамбул и Анталью, но мне, чтобы посмотреть на турков и купить пару футболок далеко ехать не нужно, я еду в самый ближний поселок.
Весь городок представляет собой один большой рынок. Турки и грузины его так и называют: «базар».
В магазинах продают за лиры, на рынке за лари, я устал считать, переводя лиры в лари, а лари в доллары и рубли… но сложилось стойкое впечатление что везде доллары – самая выгодная к обмену валюта.
В Турцию я ходил два раза. В первый день просто гулял, смотрел местность, цены, съел полуметровую шаверму ( 100рублей на наши деньги)
Цены на продукты в Турции раза в два ниже чем в Грузии. Из-за этого на границе столпотворение, потные грузины тянут тяжелые тележки груженые турецким шмотьем и продуктами. Обратный переход занял больше часа – как раз все местные грузины, затарившись халявой, ломанулись обратно.
На следующий день я пошел за границу пораньше, съездил на рынок, купил пару футболок и гостинцы домой и вышел обратно в Грузию до часа пик.
1/4
Больше здесь меня ничего не держало, и я продолжил путешествовать.
Смотрел и не мог понять, что это за Андрей тхе фирст каллед... А потом дошло, что это грузины так Андрея Первозванного обозвали. :)
В Грузии и крест то православный можно сказать свой - крест святой Нино, который был ей вручен Богородицей когда она пошла проповедовать в Грузию. Его изображение встречается повсеместно.
1/4
Крепость Апсар, позднее переименованная в Гонио. Говорят ведет свою историю еще со времен аргонавтов и Андрея Первозванного.
Следующий чекпоинт – Армения.
По пути я заехал в Боржоми, погулял по курортной части города, попил минералки из источника. Надо сказать, та «Боржоми», что продается в бутылках, гораздо вкуснее той, бесплатной из ключика.
1/5
Дорога, ведущая с черноморского побережья Грузии в Армению, очень живописна, т.к. бежит через леса и горы мимо развалин старинных сторожевых башен...
Сегодня в обзоре новая модель легкого семейного каравана со всеми удобствами от компании VELES из Санкт-Петербурга. Задача у разработчиков была непростая - построить недорогой прицеп-дачу, который будет успешно конкурировать по цене с другими моделями в данном классе.
Давайте внимательно изучим модель. В конце статьи проголосуем, насколько хорошо получилось у компании реализовать задуманное и узнаем цену.
Планировка и комфорт
Караван имеет классическую планировку с П-образной гостиной впереди, детскими кроватями в два яруса сзади и хозяйственной зоной посередине. Она включает в себя кухню и санузел.
Планировка каравана
В детской зоне планируется трансформация нижней полки в столик.
Детские кровати имеют размер 175х50 см
П-образная гостиная трансформируется в спальное место 195х174 см
Высота потолка в салоне 190 см
В гостиной с обеих сторон встроены двойные окна с антимоскитными сетками и шторами.
Для багажа есть место в салоне под диванами и в переднем сквозном багажнике, где располагается запасное колесо.
Кухня
Эта зона разделена на две части. С одной стороны мойка, ящик для посуды, дополнительная столешница. Со стороны прихожей вместительный шкаф со столешницей, который может использоваться для хранения посуды и продуктов.
В последующих модификациях возможна установка газовой плиты. Но поскольку есть запрос на приготовление пищи снаружи прицепа, то предлагается использовать внутри или снаружи переносную туристическую плитку, а не встраивать стационарную.
Туалетная комната
Туалетная комната имеет комфортные размеры и важной деталью здесь будет ниша, в которую убирается переносной биотуалет. Такое решение еще не встречалось в российских караванах.
Есть душевая лейка с держателем, крючки для полотенец, окно, принудительная вытяжка. Напомним, что планируется установка газового проточного бойлера.
Хотелось бы тут иметь небольшой шкафчик для умывальных принадлежностей и зеркалом. К сожалению, никто их пока не делает из формованного пластика, хотя спрос на такую деталь у российских производителей наверняка есть.
Технологии строительства
Основа любого дома на колесах это стены жилого модуля. Именно они определяют сезонность использования, класс прицепа, комфортное проживание.
Стены
У Велес "Макс" стены из сандвич панелей с изоляцией из полистирола. Внешний слой сандвича - композит из алюминия, далее утепление 30 мм и внутренний декоративный слой из фанеры. Изнутри она покрашена в белый цвет или покрыта карпетом. В этой части прицеп считается утепленным и подходит для эксплуатации и в холодное время года
Рама
Жилой модуль стоит на оцинкованной стальной раме. На дышле прицепное устройство AL-KO с тормозом наката. Из этого следует, что резино-жгутовая подвеска и ступицы тоже AL-KO. Всё по европейскому стандарту.
Мебель
Мебель частично построена на основе деревянного каракаса и композита. Это значительно снижает вес конструкции.
Несущие части мебели, переборки, стены, столешницы выполнены из фанеры с различным покрытием.
Отдельные элементы интерьера, например, кухонный шкаф тоже выполнены из композита, но полки внутри из фанеры. Может с точки зрения эстетики такой дизайн выглядит простовато, но и уход за материалами будет проще.
Автономность
Вода (подогрев)/канализация
Запас воды объемом 50 литров располагается под диваном в гостиной. Насос подает воду в кухонную мойку и душевую кабину через проточный газовый водонагреватель.
Электричество
В базовой комплектации:
гелевый аккумулятор на 100Ah
инвертор на 1000W
солнечная панель на крыше 200W c контроллером
зарядное устройство AC-DC
разъем для подключения к внешней сети 220V
Газовое оборудование/отопление
Дизельный обогреватель Планар/Спутник с разводкой тепла в салон и душевую кабину
Внешний рундук для газового баллона (планируется в серийной модели)
Газовая плита
Газовый проточный бойлер
Варианты опций
По желанию заказчика может быть установлен стационарный компрессорный холодильник, тент-маркиза и другие полезные опции.
Основные характеристики:
Общая длина 5300 мм
Общая ширина 1850 мм
Общая высота 2550 мм
Жилой модуль
Длина 4000 мм
Ширина 1800 мм
Высота 2100 мм
Заключение, опрос и цена
Если сравнивать с базовым для этого класса словенским караваном Adria Aviva 360 DK, то Veles "Max" получился короче, компактнее. Насколько это отвечает запросам потенциальных покупателей решать вам, дорогие читатели.
Продолжение рассказа о поездке по России, Грузии, Армении, Чечне и Дагестану. Начало здесь
В городе Прохладный, в какой-то кафешке, просидел с ноутбуком несколько часов, попивая кофе и приводя фотографии, воспоминания и мысли в порядок. Дальше я еду в Грузию.
Следующий мой чекпоинт – Кармадонское ущелье, место, где погибла съемочная группа Сергея Бодрова во время схода ледника Колка.
В само ущелье все еще ведет грунтовая дорога, но работы ведутся по всему пути, и когда-нибудь здесь проляжет невероятно красивая трасса. Огромные скалы, упирающиеся в облака, сжимают дорогу, проходящую по дну ущелья, вдоль речки Геналдон.
1/4
Отвесные базальтовые плиты, с вершинами поросшими сосенками, теряются где-то в небе. Эти фантастические массы гранита и базальта давят, рядом с ними ощущаешь себя букашкой, и становится понятно почему никого из погибших тогда так и не нашли… Ледник прошелся по людям, как товарный поезд по муравьям ползущим по рельсам… Жуткое и невероятно красивое место.
1/7
Дальше я поеду в Грузию. Там, говорят, тепло, там море… Останавливаюсь перекусить на живописном берегу горной речки.
1/4
Очереди на границе почти нет, пара десятков машин… можно было бы пройти гораздо быстрее, если бы не менее цивилизованные люди, лезущие в наглую без очереди в каждую дырку, мелькнувшую в потоке. Полиция никаких регулирующих действий не производит, видимо, махнув уже на все это непотребство рукой. Протолкался я там, тоже уже в наглую подрезая и выдавливая, примерно с час.
Там же получил и ложку негатива – пытались развести на незнании правил.
Какие-то, то ли цыгане, то ли казахи, жуликоватого вида… трутся на въезде в погранпункт. Один подошел ко мне, и я опустил стекло.
- Здравствуй, брат! Возьми до нейтрали? – Обратился он ко мне.
Тут надо пояснить, что погранпункт Верхний Ларс – только для автотранспорта. Пешком границу не пересечь. Поэтому те, кто идут пешком часто просят водителей взять их к себе в машину пассажиром для пересечения границы – так можно. И многие берут, почему нет? Машины идут полные пассажиров.
Но тут есть нюанс. Если ты пересекаешь русскую границу с пассажиром, то и грузинскую границу ты обязан пересечь с этим же пассажиром. Иначе тебя не пустят и завернут обратно. Но и обратно в Россию попасть уже будет проблематично, т.к. грузинскую границу ты не пересекал.
Как я понял, развод заключается в том, что водитель этого не знает и этот цыган просто выходит на нейтральной полосе и все. А потом, водителя разворачивают, и ему придется искать этого цыгана и упрашивать его пересечь с ним еще и грузинскую границу. А вот за это уже, разводила потребует денег. Много денег, ибо деваться тебе уже некуда, ты попался.
Я ответил ему:
- Нет.
- Ты что, брат, боишься что ли? Ты боишься, брат? – Пошел он, за мной заглядывая в машину.
- Мне не нужны пассажиры. – Ответил я, закрывая окно. Но успел услышать, как он, отходя от машины, обозвал меня «терпилой».
Вроде ничего не случилось, но осадочек остался.
С границы я выехал уже под вечер. Мне надо было где-то купить страховку на машину и поменять доллары на лари.
Еще до поездки, я, читая отчеты других путешественников, знал что, возле границы самые невыгодные цены. Поэтому я проехал все ларьки, предлагающие эти услуги, и поехал дальше.
Километров через десять от границы, в каком-то селе, я купил страховку за 15 долларов. В рублях мне ее предложили за 1300 – и я еще раз убедился, что был прав, когда взял в поездку доллары. Доллары на лари я здесь менять не стал, как оказалось позже, в Тбилиси в обменнике, курс оказался на 20% выгоднее.
Смеркалось, и я решил заночевать и проехать Военно-грузинскую дорогу утром, так как про нее тоже говорят, что она очень красивая. Ночью опять просыпался от холода, грел машину, и переживал, уже не веря, что где-то будет тепло, лето и море.
Да, Военно-грузинская дорога красива. Я, наверное, был бы в полном восторге, если б до этого не побывал в Приэльбрусье и Кармадонском ущелье.
1/4
1/3
По-настоящему великолепные виды здесь только с нескольких смотровых площадок.
1/3
На такой площадке со мной произошел еще один инцидент.
Я заехал на стоянку, мимо сидящего на камне грузина в камуфляжной форме и пошел смотреть окрестности. Полюбовавшись видами, я сел в машину и поехал на выход и тут увидел, что этот грузин - охранник, и он берет деньги с выезжающей передо мной машины.
Оказывается стоянка платная, но поясняющая это табличка висит только уже на выходе. На въезде ничего про оплату нет. Это очень походило на развод, и я решил проехать мимо охранника, так же как и заехал – не останавливаясь. Он бросился за мной, что-то крича, я не остановился, но тут увидел в зеркало заднего вида, как он поднимает с земли камень и уже замахивается, чтобы кинуть в машину… и я ударил по тормозам.
Я опустил окно, и он подбежал ко мне, его аж трясло от злости:
- Ты чего?? Ты почему так поступаешь?? Ты зачем так делаешь, а??
- Чего ты хочешь? – Спокойно спросил я у него.
- Как чего? Стоянка платная! Надо платить!
- Где об этом написано? – Не согласился я.
- Да вон же табличка! Стоянка стоит три лари, или сто рублей, или один доллар! – Негодовал охранник.
Деньги у меня были, но я решил проверить, правда ли что с грузинами можно и нужно договариваться. И сказал:
- Хорошо, я согласен. Но я бы не заехал сюда, если бы на въезде была табличка что стоянка платная. Просто потому, что у меня нет наличных денег. Деньги есть только на карте, а снять их я смогу только в Тбилиси. Такие дела. И что дальше? Как поступим?
Охранник вдруг переменился в лице и его риторика сразу подобрела:
- Ты откуда, брат?
- Русский я. Из России.
- Так ты бы сразу сказал, что лари нет, я же понимаю, из границы едете, прости меня брат, что я так накричал на тебя, не надо ничего, езжай так… Просто здесь платить надо.
- Ну… Я ничем помочь не могу. Нет денег.
- Не надо ничего, брат! Езжай так! Хорошей дороги! - Лицо охранника уже выражало полную дружелюбность и гостеприимство.
- Ну, спасибо. Брат. – Улыбнулся я и поехал дальше.
Надо сказать что, путешествуя по Грузии, я такое отношение к русским встречал повсеместно. В поселке, где я остановился, в маленьком магазинчике, разговорился с хозяином – здоровенным грузином, - гора мышц, с переломанным носом и смятыми ушами. Толи бывший борец, толи вообще терминатор какой-то…
Говорил он по-русски трудноразбираемо, но договорились мы с ним до того, что он сказал что люто ненавидит – я не разобрал, толи американцев, толи азербайджанцев… Я спросил его: «Что и они тут бывают?» Он подтвердил кивком, и пустился в подробные разъяснения, как он их имел, сколько раз и какую родню, до какого колена… Мне это слушать быстро надоело, и я остановил поток труднопонимаемого красноречия:
- Ну, смотри, Россия – христиане, Грузия – христиане… Почти родные ведь, так?
На что он обрадовался, пожал мне руку крепкой как пассатижи, ладонью, и мы расстались друзьями. Каждый раз, когда я потом проходил мимо его магазинчика, он махал мне ручищей и здоровался по-русски…
Небольшая наклейка на дорожном знаке где-то на Военно-Грузинской дороге. Честно сказать это был единственный случай когда я увидел в Грузии какое-то антироссийское проявление...
С военно-грузинской дороги я заехал в Тбилиси и в первом же торговом центре поменял доллары на лари. Вышло на самом деле выгоднее процентов на двадцать чем на границе, но и здесь выходило, что ехать в Грузию лучше с долларами, а не рублями.
Дорога от Тбилиси до побережья отличная, автострада с ограничением в 110км\ч, лишь в нескольких местах объезды стройки или ремонта.
Все бы просто отлично, если бы не коровы. Они на Кавказе везде, даже на автостраду ухитряются вылазить. Один раз, летящий в левой полосе джигит, чуть не размазал корову по капоту, я вовремя заметил что она лезет на дорогу и включил аварийку. Похоже, это джигита и спасло, он с визгом затормозил, объехал животное и полетел дальше. Я же, решил ехать не спеша, дану их нафиг…
С каждым километром в сторону моря температура воздуха росла, под конец, достигнув 31 градуса. Наконец-то я снова попал в лето!
1/3
Из Тбилиси мой путь лежал в сторону Черного моря, на Поти, а точнее, в небольшой городок Уреки, в окрестностях которого, как я вычитал в интернете, есть кемпинг Black Sand Camp. Расположен он в живописнейшем месте, среди сосен, на берегу с черным магнитным песком…
Приехав, я оставил машину на берегу и отправился пешком искать этот Black Sand Camp. Нашел. Именно название этого кемпинга вылазит в первых строках в поиске в интернете по запросу «отдых с палаткой на море в Грузии». Про него есть даже несколько восторженных отзывов. Не ведитесь. Хлам это, а не кемпинг.
В каких-то кустах разрушенные строения, пара обосранных развалившихся деревянных туалетов, из ржавых труб и гнилой фанеры душ из бочки нагреваемой солнцем. Хозяин-грузин оказался на месте. Он, на матерном русском, рассказал, что этим летом у него было очень много туристов из России, стояло под сотню палаток, а сейчас сезон кончился и он переоборудует столовую на заработанные летом деньги. Что я могу поставить палатку где хочу, но вайфая нет, столовой тоже нет. И стоит это 25 лари в день.
«То есть это как бесплатно в соседнем лесочке, но только за 25 лари?» - уточнил я у него. На что он сказал, что я могу еще купить у него водки, чачи, любого вина и бухать здесь до усёру, и никто слова не скажет. А там, в лесочке, приезжает экологическая полиция и штрафует. И машины отбирает.
Меня это не устраивало, и я пошел в поселок. Прошелся по улице, поговорил с местными, почти в каждом доме сдаются комнаты, ценой 40-50 лари. Сезон кончился, дети в школу, все разъехались и цены упали.
Нашел прекрасный вариант за 30 лари в день у пожилой пары, - комната на третьем этаже семейной гостиницы.
1/3
Наконец-то обретя дом, где можно отдохнуть, я загнал машину во двор и поспешил на море.
Снова наступило лето. Горячий черный песок, чистейшее, прозрачное море и никого народу… Я купался до одури, пока солнце не упало в море, украсив небо потрясающей красоты закатом..
…На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…
(с) к\ф «Достучаться до небес.»
Берег здесь зарос различной тропической флорой, а ближе к пляжу, на песке, красивый сосновый бор. Воздух здесь – хвойный дух, смешанный с морским ароматом – удивительно вкусное сочетание.
Я не любитель пляжного отдыха, но здесь я просто балдел. От воздуха, от тишины, от чудесного теплого и прозрачного моря.
1/4
1/5
Больше фоток не дает загрузить сайт. Продолжение следует...
Продолжение рассказа о поездке по России, Грузии, Армении, Чечне и Дагестану. Начало здесь
Похлебав из источника халявного нарзана, я поехал дальше. Следующий мой чекпоинт – гора Эльбрус.
Проблема оказалась в том, что небо, к тому времени как я приехал в приэльбрусье, затянуло тучами, и лезть на Эльбрус не было смысла – смотреть там кроме тумана облаков ничего не получится. Прогноз обещал через день ясную погоду, и я решил пока потусоваться в окрестностях.
Хорошо что я сначала побывал на скалах Ольхона, затем в горах Алтая… Потому что все это блекнет по сравнению с Кавказом. Я получил незабываемое удовольствие по нарастающей.
Приэльбрусье невероятно красиво. Бирюзовые речки, чистейшие ручьи сбегающие из-под снежных шапок гор скрывающихся в облаках…
1/6
Скалы - циклопические массы базальта и гранита вздыбленные до неба и нависающие над дорогой… Два дня я просто катался туда-сюда по дороге от Тырныауза до Эльбруса и наслаждался видами.
Тырныауз – город, который я хотел посмотреть, встречает въезжающих неприветливо.
Разрушенные здания, заброшенные строения, несколько девятиэтажек с пустыми глазницами выбитых окон оставленных квартир… Этот город в 2000-м году был смыт селем сошедшим с соседних вершин и, вроде как, до сих пор не восстановился…
1/4
Но это только первое впечатление с окраины.
Ближе к центру жизнь уже кипит. Аккуратные улицы, много цветов, красивые фасады зданий, нарядные школьники спешат в школу… Все чисто и приветливо.
1/3
Тырныауз находится на высоте 1300метров над уровнем моря, а стартовая площадка канатной дороги, поднимающей желающих на Эльбрус – на уровне 2300метров. И в Тырныаузе и, тем более, у подножия Эльбруса из-за высоты довольно прохладно. Я ночевал две ночи на стоянке у Эльбруса и по ночам просыпался от холода, было всего 1-4 градуса.
На высоте 3800метров, куда поднимает канатная дорога, вообще температура опустилась до -10. Т.к. я собирался продлить себе лето в этом путешествии и ехал купаться на море, то теплых вещей у меня не было.
1/3
Пришлось напялить две кофты когда, наконец, наступила ясная погода, и я отправился покорять Эльбрус.
В кассу я пришел самым первым. Официально она работает с 9-00, но открывают ее уже в 8-30. Спросил сколько стоит билет на самый верх. Девушка мне ответила:
- Тысяча шестьсот! Но если вы льготник, то дешевле…
- А какие есть льготы? – Поинтересовался я.
- Ну… ветераны, инвалиды, многодетный отец… - начала перечислять она.
- Многодетный отец? – удивился я.
- Да. Вы многодетный? – спросила она.
- Ну… может где-то и многодетный.. Точно не скажу. – Пошутил я.
- Тогда с вас 1400 рублей!
- Но, извините, у меня нет удостоверения! – попытался я не лезть нахаляву.
- Ничего страшного, главное – что вы мне сказали. – Улыбнулась девушка и дала мне билет за 1400.
Штош… Я не стал отказываться.
На Эльбрус надо подниматься только в ясную погоду. Виды там открываются – дух захватывает. Для нас, живущих на равнине, на дне атмосферы, горы – просто другая реальность. Другая жизнь, другой мир. От красот которого захватывает дух.
1/5
На последней площадке большое количество разной снегоходной техники, которая за нескромные деньги может отвезти желающих еще выше.
1/3
Ценник – от 2-х до 10-ти тысяч с человека, зависит от высоты, на которую надо подняться. Максимум куда они могут доставить – 4100. А дальше только уже ножками… в связке с группой и в соответствующем снаряжении. И только после долгих тренировок.
- Но там, зато весь Кавказский хребет виден! – Сказал мне водитель трака, лицо которого было не разглядеть в балаклаве и защитных очках.
Этот козырь я побить не смог и начал уже было подсчитывать имеющиеся деньги… но пришел к выводу, что если я увижу весь Кавказский хребет, то остального путешествия у меня может и не состояться… с сожалением отказался и сел на камень осматривать окрестности.
Виды там просто потрясающие.. Чего уж тут говорить. Слов нет. Лучше гор могут быть только горы.
1/4
Ну, дух там захватывает и не только от красот. Я, старый толстый айтишнег, который в магазин то за хлебом на машине ездит… прошел по склону ледника еще метров на двести от последней площадки и вывалил язык на плечо – воздуха не хватало, кислорода на этой высоте мне уже недостаточно.
1/5
В летних кроссовках я там замерз как цуцик.. Но на площадке ниже увидел еще одну канатку – одиночную, подъемник для лыжников.. и конечно не смог отказаться прокатиться.
Деревянная сиденька закрепленная на гнутой трубе, а труба крепится к канату – вот и весь подъемник. За 300 рублей и 12 минут она доставляет со второй смотровой площадки на третью.
1/3
Как по воздуху летишь над склоном Эльбруса – красотища!
На столбе табличка: «С кресла не прыгать!» Была б тут моя дочка, сказала бы: «Звучит как вызов!»
Но холодно, ужос просто. Кто еще не был на Эльбрусе и собирается – могу посоветовать.
Берите теплую обувь – на леднике реально мерзнут ноги, берите ветровку – ветер там ледяной. И берите поджопник из пенки, чтобы можно было присесть на лед или камни без последствий для организма. И, конечно же, темные очки.
1/6
Я пробыл бы там дольше, такие виды вживую я видел в первый раз в жизни. Но сильно замерз и, боясь простуды, спустился вниз.
Я уже устал мерзнуть в Приэльбрусье и как-то уже не верилось что я смогу купаться в теплом море… Из такого-то холода и в лето? Реально?
В городе Прохладный, в какой-то кафешке, просидел с ноутбуком несколько часов, попивая кофе и приводя фотографии, воспоминания и мысли в порядок. Дальше я еду в Грузию.
Нам посчастливилось первыми увидеть, только что построенный, новый прицеп-дачу увеличенного размера. Похоже путешественники в России перестали бояться заказывать комфортные, просторные планировки. Раньше всегда упирались в длину, не хотели большие, переживали… А сейчас вошли во вкус. Надо отметить и рост развития технологий. Прицеп получился не тяжелый, как могли бы ожидать, но достаточно крепкий для наших дорог. Смотрим.
Если интересно, то скоро выпустим подробную статью с характеристиками и фотографиями. Любите читать?