Сообщество - Молодые предприниматели
Добавить пост

Молодые предприниматели

1 932 поста 15 590 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Как создать рекламу, которая продает?

Что важно для любого бизнеса, чтобы он оставался на плаву? Вопрос риторический и ответ достаточно прост – это деньги в кассе, которые приносят клиенты.

Но что сейчас делает львиная доля владельцев бизнеса?

Они нанимают таргетолога или контекстёра, который настроит рекламу в ВК или Яндексе (или на любой другой площадке)... А понимает ли этот человек как на самом деле работает твой бизнес? Может ли он генерировать огромное количество офферов... или использовать такие подходы в рекламе, чтобы обскакать конкурентов (а твой бизнес конкурирует на самом деле со всеми, буквально со всеми, ведь кошелек один)?

В большинстве случаев нет. С одной стороны это плохо... с другой хорошо. Как посмотреть. Но ведь можно выжать больше денег. Гораздо больше.

И для этого не нужно что-то сверхестественное...

Как говорил великий и ужасный Халберт, которого называли «печатным принцем» и «королем копирайтинга» – «Вы находитесь на расстоянии всего одного отличного продающего письма от решения почти всех проблем в бизнесе и жизни!»

Но каким должно быть это “письмо” - каким должен быть продающий текст?

Об этом сегодня я тебе и расскажу, дорогой читатель... расскажу тебе про то, что я сделал в бизнесе клиента буквально пару дней назад. О том как забытые и совсем не используемые методы прямой рекламы приносят реальные деньги в бизнес.

Итак, начнем...

Как создать рекламу, которая продает? Бизнес, Предпринимательство, Малый бизнес, Торговля, Фриланс, Маркетинг, Рынок, Креативная реклама, Реклама, Боги маркетинга, Клиенты, Продажа, Продвижение, Удаленная работа, Интернет-маркетинг, Креатив, Сервис, Таргетинг, Рассылка, Письмо, Длиннопост

Я около 5 лет работаю с разного рода одеждой (женская, мужская, детская... и т.д.). И за это время (впрочем как и за последние 100 лет) глобальных изменений не было... Ну если не брать во внимание того, что пару лет назад отрубили таргет в ФБ.

Как ты знаешь сейчас инфополе каждого человека очень сильно забито всяким мусором. Разные видео, куча непонятной рекламы... и это абсолютно везде, будь то соцсеть или сайт с фильмом. И привлечь внимание человека с каждым разом все сложнее. Ведь люди очень часто забывают что видели или что читали пару часов назад.

И это одна из причин по которой я решил снова вернуться к истокам. К тем методам, которые использовались в прошлом веке. Да, как можно догадаться это почтовая рассылка... ну почти почтовая. Скорее это доставка писем с курьером.

На подготовку этой рекламной кампании у меня ушло около пары недель неспешной работы. Так как кампания проводилась 8 марта, то времени на подготовку было достаточно много.

Первым делом я выбрал конверты. Дело нудное, ведь на том же ВБ куча разных кастомных конвертов, но либо не было нужного цвета в формате А4, либо был нужный цвет в формате А5. Но на самом деле это просто дело времени.

Вторым шагом я сделал выборку наших покупателей. У тебя ведь есть база клиентов? CRM? Тут можно руководствоваться принципом "все деньги в базе". Критерии для отбора были такие, что человек делал от 2х покупок в нашем магазине. И сумма покупок должна быть не меньше 10.000 у.е.

Что же дальше?

Дальше я просто сел писать письмо. Это заняло 4 дня. Когда я показал его клиентке, то она отреагировала вот так:

Как создать рекламу, которая продает? Бизнес, Предпринимательство, Малый бизнес, Торговля, Фриланс, Маркетинг, Рынок, Креативная реклама, Реклама, Боги маркетинга, Клиенты, Продажа, Продвижение, Удаленная работа, Интернет-маркетинг, Креатив, Сервис, Таргетинг, Рассылка, Письмо, Длиннопост

На самом деле никаких секретов. Просто продажа перенесенная на бумагу... Но тебе наверное интересно узнать в цифрах, да? Сколько потратили... сколько с этого денег пришло... Немного терпения.

100 конвертов нам обошлось в 806₽. Распечатали в магазине, по этому бумагу в счет можно не включать. Каждая доставка стоила (если перевести в рубли) 300₽. И подарок, который был вложен в посылку 250₽.

Итого одна отправка 558₽.


Что получилось на выходе?

78% отметили аккаунт магазина у себя в сторис. Соответственно это прирост в подписчиках (читай база), которые в ближайшее время (пару недель – месяц) совершат покупку.

Как создать рекламу, которая продает? Бизнес, Предпринимательство, Малый бизнес, Торговля, Фриланс, Маркетинг, Рынок, Креативная реклама, Реклама, Боги маркетинга, Клиенты, Продажа, Продвижение, Удаленная работа, Интернет-маркетинг, Креатив, Сервис, Таргетинг, Рассылка, Письмо, Длиннопост

2 человека сразу же пришли в магазин и принесли купон, который был в письме, совершив покупки от 7000 у.е.

Как создать рекламу, которая продает? Бизнес, Предпринимательство, Малый бизнес, Торговля, Фриланс, Маркетинг, Рынок, Креативная реклама, Реклама, Боги маркетинга, Клиенты, Продажа, Продвижение, Удаленная работа, Интернет-маркетинг, Креатив, Сервис, Таргетинг, Рассылка, Письмо, Длиннопост

И однозначно люди еще дойдут после праздников... Ведь купон, который был в письме ограничен по времени до конца марта.

Но плюс ко всему бренд получил плюсик к лояльности от всех, кто увидел это. И я даю гарантию, что девушки, которые не получили письма, хотят оказаться на месте тех, кому они пришли. Как минимум это приятно. Кто в наше время поддерживает такие личные отношения с клиентом?


Заключительная часть

На самом деле можно бесконечно долго и много перебирать таргетологов, директологов, "копирайтеров" (когда-то я напишу статью о том, почему постоянно использую это слово в ковычках). Пробовать какие-то различные инструменты... Ведь не понимая фундаментальных вещей, ничего не выйдет... ну или все будет посредственным как у твоих конкурентов.

Ведь сейчас каждый копирует друг у друга и вокруг копия копий копий. Открой 10 первых сайтов любой компании из любой отрасли. Чем они будут отличаться? Ценой? Как тут говорить о деньгах, если весь маркетинг заключается в демпинге... На демпинге далеко не уехать. Да и что это за бизнес тогда?

Проще говоря перестань копировать. И просто заложи бюджет на маркетинг. Реклама должна делать только одно – ПРОДАВАТЬ.

«Реклама — это, по-моему, одна из великих тайн американского бизнеса. Я могу составить полную опись всех своих ценных бумаг. Могу рассчитать стоимость своих заводов. Могу прикинуть сумму налогов, оценить сумму амортизации, определить издержки продаж, высчитать сумму доходов на акцию. И в тоже время в иные годы я трачу по $18 млн на рекламу, не имея ни малейшего представления о том, что получаю взамен»

Если ты уже не однократно пробовал самостоятельно наладить все процессы в клинике, но так ничего и не вышло. Если ты нанимал различных "специалистов", но не получил желаемого результата, то у меня для тебя предложение.

Ты хочешь чтобы о твоем бренде писали во всех соцсетях, отмечали в историях, писали благодарности? А чтобы твои рекламные кампании приносили продажи? И я говорю про деньги... не про клики.

Благодарю за внимание!

Мой блог в телеграм, там не только про таблички, цифры и рекламу, а про то кто я, как человек.

Показать полностью 4

Начинающий предприниматель Олег, ч.2

«Наверное классно быть бизнес тренером, даешь советы, говоришь очевидные вещи умными словами, упаковываешь смыслы, мотивируешь, ругаешь, хвалишь и получаешь за это деньги» - так я думал после прохождения Цеха от БМ. Потому, что полученные там мотивация, энтузиазм и заряд энергии очень быстро иссякают, когда ты переходишь от мыслей к делу и сталкиваешься с реальностью.

Начинающий предприниматель Олег, ч.2 Предпринимательство, Бизнес, Опыт, Аутсорсинг, Длиннопост

Когда ты учишься, идеи кажутся ясными. Но реализация может затянуться, и результаты могут не соответствовать ожиданиям. Отрицательные исходы порождают сомнения и апатию: «ничего не получается», «все против меня», «почему мне так не везет».

Вся проблема в том, что наша система образования, окружение, да и менталитет в целом построены на догме, что ошибаться это плохо. Если ты ошибся, значит ты дурак, неудачник, растяпа, посмешище и т.д. Нам это вбили в голову. И это приводит к тому, что боясь ошибиться мы сами для себя становимся самыми худшими критиками и надзирателями.

Но это так, лирическое отступление, о том, как я менял свое отношение к ошибкам и справлялся с апатией расскажу как-нибудь потом, а пока давайте вернемся в 2016 год)))

В самом начале стройки я обратил внимание, что существует проблема в привлечении простого рабочего персонала для производства каких-либо временных или срочных работ.

Единственным источником такого персонала было Авито. Там размещались объявления типа «грузчики на час», «разнорабочие, подсобники на стройку» и т.д.

Ну к примеру, вам на стройку пришла машина с цементом, разгружать ее мастерам не хочется, они звонят по объявлению на Авито и через пару часов приезжает 2-4 человека, разгружают авто, получают наличкой и уезжают восвояси.

Так вот, эти самые грузчики на час довольно часто не приезжали, или за место бравых молодых парней приезжали немощные алкаши. Порой, такие подставы были критичными, т.к. если к тебе приехала машина, а разгружать ее некому, то ты попадешь на деньги из-за простоя.

В общем, это начало вызвать у меня раздражение, и я подумал сформировать мини бригаду из таких вот мобильных, но проверенных работников, для своих нужд, а также для возможной перепродажи их другим заказчикам.

Начинающий предприниматель Олег, ч.2 Предпринимательство, Бизнес, Опыт, Аутсорсинг, Длиннопост

Мы с женой и дочкой сами красили стены))

Что для этого нужно? Первое это офис, где их можно будет принимать, а второе это помощник, который будет обрабатывать отклики и резюме.

Офис я нашел довольно быстро. Это было знание обанкротившегося автосалона и сервисного центра ЛАДА по ул. Московской в Краснодаре. Там сдавалось помещение 25 метров на втором этаже административного корпуса (на фото). Цена тогда была, по-моему, 11 тыс. рублей в месяц.

У них же я купил свою первую офисную мебель – полуразвалившиеся шкафы и столы, залитые принтерной краской.

Мы с женой покрасили стены, убрались и расставили мебель.

Вот теперь то я стал настоящим бизнесменом, у меня появился офис😆

Пока не нанял себе помощника я сам занимался набором своей базы работников. Параллельно я начал искать и заказчиков, т.к. понимал сразу, то только моих работ моей бригаде не хватит.

На тот момент конкуренция в это нише была, но я бы не сказал, что сильная. Я разместил несколько вакансий и объявлений на Авито и тут же начал получать звонки от клиентов и работников.

Первый мой заказ был от частного лица, нужно было поднять шкаф на несколько этажей без лифта. У меня уже было несколько работников, которым я позвонил и предложил выполнить заказ. Они с удовольствием согласились.

Вся проблема этого бизнеса была в том, что это не бизнес, а самозанятость. Без нормальной автоматизации рутинных процессов это просто невозможно масштабировать.

Начинающий предприниматель Олег, ч.2 Предпринимательство, Бизнес, Опыт, Аутсорсинг, Длиннопост

Одна из групп, в которой я искал грузчиков на свои заказы.

Я вам кратко распишу алгоритм действий по обработке заказов от частных лиц.

1. Клиент звонит по объявлению. Ты отвечаешь на звонок. Получаешь информацию от клиента: дата, время, характер работ и прочие пожелания. Мы договариваемся о цене за час. Предупреждаешь, что минимальный заказ 2 часа, даже если рабочие отработали 10 минут.

2. Далее ты начинаешь искать рабочих. Обычно это реализовано через группы whatsapp или telegram. Все рабочие добавляются в одну группу, туда скидывается заказ и тот, кто готов его выполнить ставит «+».

3. С теми, кто откликнулся ты создаешь отдельную группу или пишешь в личку и передаешь контактные данные заказчика.

4. За час до начала работ ты пишешь или звонишь этим рабочим, интересуешься все ли в порядке и точно ли они приедут.

5. Также ты звонишь заказчику и подтверждаешь заказ.

6. Далее работяги приезжают к заказчику. И, дай Бог, без инцидентов выполняют работу.

7. После выполнения работ твоя задача получить деньги от заказчика и произвести расчет с рабочими. Обычно заказчики скидывали деньги мне на карту, а я уже запрашивал у рабочих куда им перевести их заработок.

Как видите, даже если все проходит идеально, этот бизнес-процесс подразумевает не только наличие т.н. человеческого фактора, но и огромное количество ручной работы.

Но при всем при этом маржинальность могла достигать 50%.

К примеру, если у меня заказывали 4 грузчика на 4 часа по 350 руб. в час, то общая сумма работ составляла 5600 руб. из них, 2800-3200 руб. это выплата грузчикам. 2400-2800 руб. заработок за заказ.

Чтобы зарабатывать 100 тыс. рублей с учетом затрат на Авито нужно было иметь оборот 300-350 тыс.руб., а это всего лишь 1000 человеко-часов в месяц. По сути, 2-3 таких заказов в день.

И если на частных заказах такое количество часов сделать можно, но трудозатратно, то при работе с корпоративными заказчиками это количество отработанных часов можно сделать за неделю.

Ну допустим, мы давали людей на подсобные работы на стройке - 20 человек на 7 дней по 8 часов по 275 рублей в час, оборот за неделю 308 тыс. рублей, маржинальность примерно 30%. Да меньше маржа, но зато и телодвижений меньше.

Мой первый корпоративный заказчик появился благодаря моему мотоциклу и кстати этот же заказчик чуть позже обещал меня закопать😱

Продолжение следует....

Показать полностью 3

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт

Реальный жизненный опыт, который стоил мне слишком дорого, но заставил задуматься и сделать выводы...

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

Предыстория

Моя деятельность связана с развитием Телеграм каналов, о чем я и пишу в своем блоге уже не первый раз, делюсь взлетами и падениями, а также рассказываю свой опыт. Данной деятельностью я занимаюсь уже на протяжении 4 лет, горю и живу этим. За это время со мной произошло много интересных ситуаций, но наверное о самой поучительной истории я сейчас вам и расскажу. Как то раз собрался со старыми "друзьями" на отдых и все вы наверняка помните эти ночные разговоры по душам о будущем, заработке и разных темах. И дернуло ведь меня тогда рассказать, что я занимаюсь развитием своих Телеграм каналов...

Никакие курсы не продаю, фиксируем.

На тот момент у меня было несколько проектов в тематике саморазвития и IT, а также Телеграм бот, в пике, который имел базу данных на 400 000 пользователей.

Так вот "друг" услышавший про такую легкую деятельность решил подсуетится, его предложение было следующее - он инвестирует 400 000 в проект, а я занимаюсь полностью его развитием и продвижением, вся операционка на мне за 30% от дохода. Я тогда считал, что это очень выгодное предложение, ведь от меня нужны только мои знания. Как же я тогда ошибался..

Развитие проекта
По моему совету создали проект, в тематике - Саморазвитие. Я в тот момент проанализировал весь рынок, в тот момент были одни из самых идеальных тематик для Телеграм канала. Большое количество внешних рекламодателей, в хороших проектах забирали по 2-3 рекламы в день.

Я еще никогда до этого не брал проекты под ключ, поэтому было слишком волнительно реализовывать чужой бюджет, особенно такую сумму. Я подошел максимально серьезно к данному делу. Тот период времени вспоминаю с улыбкой, я просто жил в Телеграм, просыпаясь в 6 утра с телефоном, засыпал в 2 ночи с телефоном.

Бюджет удалось реализовать за 2 месяца. На первом этапе за первую неделю был разработан индивидуальный дизайн, подготовлен и протестирован рекламный креатив, а также отобрана целый список качественных Телеграм проектов для закупа.

Все делал лично, дабы максимально минимизировать потери и окупить проект в максимально короткие сроки.

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

Средняя стоимость подписчика в данной тематике была на уровне 20-40 руб за подписчика. Мне удалось приводить в данный проект подписчиков по цене в 25 руб за подписчика на объемных закупах рекламы. 2-3 раза полностью переписывал рекламный креатив, пока не добился таких результатов. Прямой рекламный креатив, на который приходил качественный, заинтересованный, а главное платежеспособный подписчик.

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

В среднем в день на проект подписывалось от 100 до 400 подписчиков в день.

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

Весь контент писал самостоятельно, продумывал каждый пост, тогда еще не были в фаворе нейросети, поэтому тратит несколько часов на поиск и написание объемных тематических постов. Контент действительно нравился подписчикам, если судить по количеству ежедневных просмотров.

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

В канале с 20 000 подписчиков, ежедневные просмотры были на уровне 6 000 - 11 000 просмотров за день.

При цене рекламы в 1000 cpm = 1000 рублей за 1000 просмотров. Стоимость 1 рекламного размещения была на уровне 6 000 - 11 000 рублей. Продажами рекламы также занимался только - Я. Первую неделю было достаточно сложно продавать рекламу, однако позже спокойно продавал по 1-2 рекламных размещения.

Покупали рекламу в основном в свежих проектах, дабы подписчик шел максимально дешево. В день наш рекламный пост с рекламой нашего проекта мог выходить в 10 проектах единовременно.

Если у вас возникли вопросы по прочитанному или нужна помощь, буду рад помочь - Тык

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

С такими средними показателями закончился второй месяц активной покупки рекламы в проект.

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

Развязка

Через пару месяцев проект полностью окупился, необходимо было только реинвестировать 30% в проект, для его поддержания и роста. Именно с этого момента мы должны были начать делить прибыль с проекта.

В итоге как то проснувшись утром, когда мы должны были рассчитать первую прибыль, захожу в проект и какое же было мое удивление, когда оказалось, что с меня сняли все права администратора. На то время я подумал, что возможно что то багнулось, но все было намного проще. Старый "друг", на аккаунте которого и был создан канал, просто удалил меня из администраторов проекта, почистил переписку и заблокировал во всех социальных сетях. Я словил дикую дизмораль на тот момент, сложно осознавать такую ситуацию. В моменте вы теряете не только старого "товарища", но и проект, над которым вы трудились, в который вы вкладывали свои силы и время, который стал частью вас.

В итоге через месяц проект скатился вот в это..

Никогда не начинайте БИЗНЕС с друзьями, горький опыт Бизнес, Фриланс, Предпринимательство, Малый бизнес, Удаленная работа, Маркетинг, Стартап, Торговля, Заработок в интернете, Клиенты, Длиннопост

Предприимчивый товарищ решил не реинвестировать в проект, а просто вытаскивать из него прибыль, размещая по 3-4 рекламы, не чураясь рекламы сомнительных проектов. В итоге охваты стали падать, рекламу после размещения подобных проектов - адекватные проекты уже не брали, и проект был продан на одной из бирж. За сколько? Не знаю и не интересно.

Выводы

Данная история многому меня научила и дала мне мощный толчок в моей деятельности. Со мной никто не рассчитался даже за сделанную мной работу, но я получил гигантский опыт, а также огромное количество связей, развивая данный проект.

А старый товарищ, канул в небытие и пропал с радаров.

Если у вас возникли какие либо вопросы по прочитанной статье, буду рад вам ответить -

Я все также занимаюсь своим любимым делом, развиваю свои проекты в режиме реального времени, о чем пишу статьи - Тык

Если вам интересно узнать как на самом деле развиваются и монетизируются проекты в Телеграм в режиме реального времени, без инфоцыганских супер заработков, увидеть реальные взлеты и падения, риски, подписывайтесь, чтобы не потерять. Всем добра :)

Показать полностью 8

Начинающий предприниматель Олег, ч.1

Начинающий предприниматель Олег, ч.1 Опыт, Предпринимательство, Бизнес, Мотивация, Длиннопост

В общем-то, стройка шла своим чередом, но это была не моя заслуга, а моего прораба. Янис Гусейнович – взрослый и опытный человек, бывший военный инженер-строитель. Мне было с ним очень комфортно работать.

Во-первых, он взял на себя вопросы поиска рабочих, закупки материалов, при этом очень тщательно вел рабочую документацию и смету. Он показывал все цифры до копейки: кому сколько и за что заплатил, за сколько что-то купил и куда это ушло. У меня ни разу не возникло даже намека его в чем-то подозревать.

Во-вторых, он был очень дотошный, скрупулезный и чрезвычайно аккуратный в стройке. В самом начале именно он настоял на проведении геологии участка, архитектурных и конструкторских чертежей. Хотя все частные застройщики вокруг об этом даже не думали. Все конструкции он выверял до миллиметра, на его работу было приятно посмотреть. В-третьих, мне нравилась его строгость по отношению к рабочим и подрядчикам: у него всегда все работали, без вариантов. Его частая фраза: «Чего стоишь? Я тебя не зрителем сюда нанимал!».

В общем-то, все было хорошо, но было одно "но". Янис Гусейнович строил слишком хорошо и дорого. Так на продажу не строят. Когда мы начали поднимать стены 2-го этажа, я начал понимать, что если продолжу в таком же духе, то в смету мы не влезем.

Я честно ему об этом сказал, он в свою очередь ответил, что по-другому не умеет. Мы договорились, что он заканчивает стены, крышу, а все остальное делаю уже я сам. В общем-то, мы пожали руки и хорошо завершили наше сотрудничество. С момента начала стройки прошло 6 месяцев.

Подрядчика на кровлю я нашел довольно быстро – это был муж знакомой моей жены. Мне повезло: его бригада делала все очень качественно и за адекватные деньги. После кровли – окна, двери, а дальше нужно было делать проводку, штукатурку, стяжку, заборы, внутренние дворы и прочие работы. Вот тут-то я и хлебнул…

Но основная проблема была даже не в этом. Основная проблема заключалась в том, что у меня не получалось до конца оформить все документы на строительство и последующую сдачу в эксплуатацию. И тут мне помогла "Бизнес Молодость"…

Короче, после увольнения я решил пойти поучиться предпринимательству. В 2016 году еще не было столько коучей и наставников, но движение зарождалось. Самым популярным курсом был «Цех» от "Бизнес Молодости". Я точно не помню, сколько это стоило – что-то около 50 тыс. руб. или больше, честно, не помню.

Суть обучения состояла в том, что каждую субботу нас собирали в зале, где мы весь день смотрели онлайн-трансляцию выступлений спикеров из Москвы, делали какие-то домашние задания (типа создать лендинг в какой-то нише и запустить рекламный трафик), делились на десятки, знакомились, собирались, разбирали бизнесы друг друга и т. д.

Мне запомнился один момент, когда в начале местные организаторы разбивали группы по уровню доходов. Они задавали вопрос: «Кто сейчас зарабатывает от 1 млн. рублей в месяц, прошу встать». Поднялся один парень. Кто 500, кто 400 и т. д. до нуля. На сумме 500 тысяч встало довольно много людей. Я тогда подумал: «Блин, какие они молодцы, хочу также». Но в дальнейшем, при личном знакомстве и при разборах, в 90% случаев выяснялось, что 500 тысяч в месяц – это GMV их бизнеса, т. е. оборот. А их фактический доход как собственников и управленцев составлял, в лучшем случае, 100 тыс. рублей в месяц. Многие путают оборот, выручку и чистую прибыль. Эту практику поддерживали и в БМ: точка А – 100 тыс., а точка Б – 500 тыс. при затратах 450 тыс.))

Но не суть. Лично мне, с моим мышлением, нужны были практические советы: что и как делать конкретно. Все остальное – это болтовня, чем, в принципе, со сцены занималось 90% спикеров из БМ. Самый, конечно, болтун был Петр Осипов… Этот чувак мог два часа размазывать на сцене парня, который опоздал на 5 минут в зал после перерыва.

Сейчас я понимаю, что он пытался работать с мышлением, изменить мозги, провести т.н. массовый "мастермайнд" (тогда еще не было этого термина). Но до такой прокачки нужно дорасти.

Аудитория БМ – это 80% начинающих или мелких предпринимателей, которым еще расти и расти. И дело не в том, что они думают неправильно, а в том, что они многого не знают в бизнесе и многое не пробовали еще. А им тут внушают про мышление, смыслы и вселенную.

Из лекций мне понравились и запомнились Михаил Федоренко из "Деловой Среды", Олег Торбосов и еще пара ребят, которые давали практические советы, применимые уже сегодня. Ну и, конечно, мне понравились выступления Дашкиева, на которых он давал очень практичные, понятные и применимые инструменты.

Но что я вынес оттуда самое главное?

Знакомства или, по-новому, нетворкинг.

Я познакомился там с Андреем, который помог мне с оформлением документов на мою стройку. Я познакомился с женой моего будущего технического директора и сооснователя Александра Гришаева, познакомился с Изой, которая в дальнейшем помогала оформлять и защищать интеллектуальную собственность РР, и еще с множеством ребят, которые так или иначе открыто и бескорыстно делились своим опытом и знаниями.

В общем, предпринимательство – это, в первую очередь, коммуникации. Постоянно расширяйте круг своих деловых связей и будьте открытыми. Это повысит ваши шансы на успех в несколько раз….(продолжение следует).

Показать полностью

Предприниматель по неволе, ч. 3

Предприниматель по неволе, ч. 3 Бизнес, Мотивация, Опыт, Длиннопост

Ну, раз всё так легко, то надо точно увольняться. В один из дней меня вызывает мой непосредственный начальник и шеф повыше: «Олег, что ты будешь делать?» «Я решил уволиться», - отвечаю я, а внутри голос: «Ты уверен? Точно? Может, рано ещё обозначать?». Вижу, что шефы не ожидали такого ответа, но ничего возражать не стали: «Понятно. Можешь идти».

Дальше рассказ коллегам о своем решении, сочувствующие взгляды и ожидание решения руководства.

Через несколько дней получаю звонок из кадров: «Олег, срок нахождения за штатом подходит к концу, сегодня мы предложим тебе три варианта, куда ты можешь быть переведен, ты должен выбрать. Если от всего отказываешься, то далее аттестационная комиссия и увольнение». Мне предложили три варианта: Монте-Карло, Майами и Краснодар (в другой отдел, где начальником был мой институтский товарищ). Я от всего отказался, сказал, что за рубеж уезжать не планирую, т.к. люблю Россию, а в Краснодаре я уже поработал. Подписал отказы и поехал домой.

Аттестационную комиссию назначили через пару дней. Это такое мероприятие, на котором собираются все руководители всех подразделений для решения каких-либо кадровых и иных управленческих вопросов по отдельным сотрудникам.

Я немного переживаю, т.к. у этой комиссии есть опция меня не уволить (да, в некоторых гос. учреждениях есть такая опция). Ну, то есть выход то есть всегда, но можно уйти плохо, а можно хорошо. Я хотел уйти хорошо.

Захожу в зал. За овальным столом сидят человек 20, многих я знаю хорошо, некоторых видел всего пару раз за последние четыре года. В президиуме трое заместителей руководителя нашей организации, в том числе тот самый «HRD».

Все смотрят на меня, председатель собрания спрашивает меня, зачем я пришел:

Я решил закончить службу.

По какой причине?

Служба уже не та…

Я не успеваю закончить предложение, меня перебивают, и я слушаю 20-минутную лекцию про то, что я ничего не понимаю, что руководство лучше знает, как и что нужно делать.

Далее слово берет «HRD» и рассказывает мне, что государство вложило в мое обучение и обеспечение колоссальные деньги. Я отвечаю, что отработал 9 лет верой и правдой, неоднократно отмечался и поощрялся на самом высоком уровне…

Это не важно, отвечают мне, вы предатель и, видимо, изначально ваше пребывание в нашем учреждении является ошибкой. Занавес.

Я выхожу из зала, спускаюсь в курилку и выкуриваю сразу две сигареты, при том, что бросил курить полтора года назад. Неприятно конечно, но а чего ты ожидал? Что тебя расхваливать будут и просить не уходить? Тут так не принято.

Ко мне подходит один из работников отдела кадров: «Решение по тебе принято, приказ об увольнении будет в августе. Не переживай и не бери на свой счет, так всем говорят, с кем не хотят расставаться…».

Вот таким стрессовым у меня было расставание с гос. службой. Жалею ли я о проведенных там днях? Нет, не жалею. Всё происходит, как должно происходить. Я там многому научился, приобрел множество друзей и товарищей, да и в целом оказался там, где должен был.

При увольнении мне выплатили около 1,5 млн. рублей. Это и стало моим стартовым капиталом для проекта "Рабочие Руки"…

Уволили меня 10 августа 2016 года, мне 31 год, я ничего не умею, но полон решимости стать успешным предпринимателем и состоятельным человеком. Надо только быстро научиться…где же обучают предпринимательству? Бизнес Молодость? Интересно.... (продолжение следует).

P.S. Конечно же, Монте-Карло и Майами мне не предлагали. Это были Петропавловск-Камчатский и, по-моему, Грозный.

Для тех, кто долго недоволен своим положением, работой или статусом, – меняйте. Если ждете улучшений, плохая новость: их не будет. Банально, но самый ценный ресурс – время; жизнь одна, и бла-бла-бла... Да, у меня ситуация сложилась довольно благополучно и плавно, но я долго копил свое недовольство и искал варианты изменить ситуацию. К тому же меня поддерживала жена – ей привет и спасибо.

Кстати, что касается ухода из найма: я абсолютно убежден, что всем становиться предпринимателями не нужно, а для большинства даже вредно. Также я убежден, что каждый из нас в чем-то действительно хорош, и это может приносить пользу не только работодателю, но и самому работнику. Надо просто не бояться пробовать.

В одном из следующих постов я расскажу про факторы, которые влияют на нашу удовлетворенность работой. Не переключайтесь, будет интересно.

Показать полностью 1

Предприниматель по неволе, ч. 2

Предприниматель по неволе, ч. 2 Строительство, Бизнес, Предпринимательство, Опыт

В феврале 2016 года наш «департамент» решили расформировать на 2 отдельных отдела. Это означало вывод всех сотрудников «за штат» и затем включение их обратно, но уже в новое структурное подразделение. Для зачисления в новый отдел всем сотрудникам нужно было написать заявление, которое я, соответственно, писать не стал. В течение последующих 6 месяцев я находился «за штатом», у меня забрали все мои дела, я не участвовал в совещаниях, планерках и прочих мероприятиях, ну и, конечно же, мне на 60% сократили зарплату.

Первое время я еще рассчитывал на перевод на другую работу, но никто не знал, что со мной делать. Может, думали, что я одумаюсь, а может, не хотели связываться с сотрудником, который «открыто проявляет свое недовольство». В общем-то, в больших государственных учреждениях это нормальная практика.

Так прошло 5 или 6 месяцев, и я впервые во взрослой жизни отпустил мысли о работе, стало очень комфортно, и я потихоньку начал задумываться, а хочу ли возвращаться на работу.

2016 год — это строительный бум в Краснодаре. Недвижимость просто сметают, при чем не только те, кому нужна квартира, но и т.н. инвесторы, желающие заработать 30-40% годовых. На другом берегу реки Кубань, в 10 минутах (без пробок) от центра Краснодара, расположен пгт. Яблоновский. Там находились Мега, Икея, Декатлон и прочие крупные магазины, но фактически это был уже другой регион – Республика Адыгея. Я часто там бывал, т.к. в то время моя жена занималась арендным бизнесом, об этом я тоже расскажу в одном из следующих постов.

Так вот, недвижимость в Яблоновском стоила значительно дешевле, но инфраструктура развивалась бешеными темпами. Жена мне тогда сказала: «Уходи с работы и строй малоэтажные дома, это сейчас супер выгодно».

Я задумался, стройка для меня всегда была интересна не только в плане заработка, но и просто хотелось попробовать все сделать самому, ведь ничего сверхсложного тут нет.

Свободного времени у меня было много, и я начал смотреть участки. Очень быстро нашел, цена была совсем небольшая – 1,8 млн за 10 соток. У меня были кое-какие накопления, и еще 1 млн. я занял у тёщи.

Далее был вопрос, что строить и где взять деньги на строительство. Про способ привлечения денег FFF* я еще не знал, но действовал интуитивно.



*Способ FFF относится к раннему этапу привлечения инвестиций для стартапов и молодых компаний. FFF означает "Friends, Family, and Fools", что переводится как "Друзья, Семья и Дураки".

Друзья (Friends): Это люди из круга общения основателя, которые верят в его идею и готовы вложить в неё деньги.

Семья (Family): Члены семьи также могут быть весьма готовы поддержать близкого родственника, вкладывая деньги в его бизнес.

Дураки (Fools): Этот термин может звучать несколько негативно, но он относится к инвесторам, которые готовы рискнуть своими деньгами, возможно, без тщательного анализа бизнес-плана или рисков.

Способ FFF часто используется на самых ранних стадиях развития компании, когда ещё сложно привлечь внимание профессиональных инвесторов и венчурных фондов. Эти инвестиции обычно носят неформальный характер и могут быть основаны скорее на личных отношениях и доверии, чем на строгом бизнес-анализе.



В общем, я прикинул в экселе затраты, посмотрел цены на недвижку, составил «фин модель», обзвонил родственников, друзей и знакомых и сходу получил офферов на 9 млн. руб.

В 2016 году за 9 млн. можно было построить не один дом, а несколько, но участок у меня был один. Значит, нужно было строить дом блокированной застройки или, по-простому, таунхаус.

А дальше все как по маслу, объявление на Авито «ищу прораба», первая встреча и сразу наём. Получение денег от «инвесторов» наличкой, без договоров, без каких-либо расписок, просто на доверии. Закуп материалов и начало работ. Оказывается, все так легко и просто. Надо точно увольняться, тем более подходил максимальный срок моего нахождения за штатом… (продолжение следует).

О том, как я стал «предателем» и пошел проходить курсы от БМ читайте в следующем посте...

Показать полностью 1

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого"

Ну здравствуй, Пикабу! Сегодня расскажу (постараюсь сделать это максимально интересно), как я докатился до жизни такой открыл свою доставку суши в трех городах!

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Давно хотел тут написать свою историю, видел столько клёвых ребят рассказывают про свои бизнесы на еде, а у меня всё руки не доходили! А вот сегодня ночью, поймал вдохновение! Сижу и строчу этот пост)))

Начну наверное издалека, с самого начала. Ну почти...

В 17 лет я съехал от родителей. Сначала жил в Бийске, потом переехал в Новосибирск и поступил в местный техникум на технолога общественного питания. Параллельно с этим пытался открыть бизнес, но так как мне не было 18 лет — не получилось. Сказали ждать год 🙂

В общем, я учился, параллельно работал. Ближе к концу учебы, в почти 20 лет, устроился в доставку суши-роллов. Там быстро пошел по карьерной лестнице вверх и за пять месяцев стал су шефом.

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Фото из 2010 года не нашлось)) Поэтому замещаю вот таким вот "HD Ремастером"))

Я работал в доставке суши и одновременно открыл свою точку по продаже фруктов и овощей. Это был 2010 год. Вставал в 5 утра, ехал на рынок, покупал фрукты овощи, к 9 часам привозил их продавцу и к 10 часам ехал на в доставку суши-роллов. И там обычно трудился до 2 часов ночи. И потом по кругу.

Опыта в бизнес-управлении у меня не было. Я платил продавцу на точке 300 рублей за выход + проценты. В итоге однажды вечером я пришел и увидел, как он пьет водку с тремя мужиками и не пускает клиентов да еще и закусывает фруктам.

По итогу, продавца с фруктовой точки я выгнал, уволился с работы и сам у себя торговал фруктами. Но продажи шли очень плохо — место было неудачное. В итоге я закрыл точку и сел думать, чем можно заняться.

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Примерно так она выглядела))

Позже, я искал бизнес-модели, которые можно изучить, нашел точку, куда устроился на работу — это тоже были роллы. Поработав там, её выкупили. Это сделал Игорь. Т.к. я парень с опытом, он стал основным инвестором моего молодого бизнеса, а я делал внутрянку. Однако он был очень включенным инвестором. Помогал не только деньгами, но и делом.

Открыли тогда свою точку по продаже готовых суши-роллов поштучно на витринных прилавках в сети магазинов «У Дома», (типа как фудкорт). Там было представлено много других продуктов, и наш 🙂

Получается, что мы вместе тестировали эту модель бизнеса около полугода. Поняли, что это плохо работает, и сосредоточились на доставке роллов до дома клиентов. Полностью закрыли магазины. Конечно, понесли убытки.

Когда начали работать с доставкой, первое время крутили роллы вообще на квартире, пока искали подходящее помещение для доставки))

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Когда нашли помещение, начался другой бизнес. Изначально, точка называлась Уносика Суши (из разряда “Уноси-ка Суши домой”), мы практически сразу переименовали ее в Мозайка Суши. Напечатали листовки с рекламой и стали раздавать их.

При этом сразу же принимали заказы на телефон, который носили с собой. Как только заказ поступал, мы в оперативном режиме, как пожарная команда, ехали на точку, крутили роллы, отдавали клиентам и снова шли раздавать листовки. Рабочий график был жестким. Я работал с 6 утра до 2 ночи. Спал по 4 часа и снова на раздачу. Веселое время было)))

Постепенно я понял, что надо масштабироваться, потому что заказы идут, а рук наших с Игорем не хватает. Сменил название с Мозайка Суши на Империя Суши НСК. И тут, вдруг, мне предъявили москвичи, что я работаю под их брендом и предложили прекратить это дело, т.к. мы якобы пользовались их брендом

Чтобы не возникало проблем, я пошел к патентному поверенному и объяснили ситуацию. Рассказал, что хочу, чтобы в названии было слово «Империя». Поверенный поискала подходящие названия и сказала, что есть название «Империя восходящего солнца». Его бывшие владельцы не продлили патент (хз по какой причине), и можно за это название побороться, что я и выбрал! Около полутора лет ушло на то, чтобы получить документы, что название официально мое, и чтобы больше никто не предъявлял претензии!))

Пока боролся за название, конечно работал — продолжал крутить роллы. В этот период мне очень помогал и поддерживал Игорь. Он и роллы мог помочь накрутить и точкой поруководить. Хоть и выступал изначально в качестве инвестора :)

Так что я не один такой крутой все это делал :)

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Фотки из 2013 года, офигеть. 11 лет прошло... Как быстро летит время)

В канун 2012 года мы нахватали очень много заказов и не рассчитали по времени приготовление и доставку. В итоге те заказы, что должны были приехать в 22-23 часа, мы привозили клиентам в 1-2 и 3 часа ночи первого января. Последний заказ привезли девушке, еле дозвонились до нее в домофон, отдали заказ. Естественно она была очень недовольна. И даже спустя пять лет флампе накатала огромный негативный отзыв, написала, что мы испортили ей новогодний вечер :((

Мы до сих пор помним этот случай. Если вы сейчас читаете это, напишите нам, мы сделаем вам подарок!

По мере развития, начали использовать купонаторы. Кто-нибудь их еще помнит?

С ними работать по честному просто невозможно было, так как они предлагали клиенту скидку минимум 50%. И от пришедшего объема денег нужно было отдать половину самому купонатору (например заказ стоил 1600, а по купону 800). В итоге я работал или в ноль, или в минус. В минус чаще. Поэтому, чтобы хоть что-то заработать, немного увеличили стоимость!

Нас побудило это быстрее развиваться и расти. Чтобы охватить побольше людей, мы создали параллельно сайт «Самбо-суши», где принимали заказы и делали их на той же кухне, что и для «Империи».

Даже был случай, когда люди говорили, что Империя им не нравится, будем заказывать в Самбо-Суши, потому что там роллы вкуснее)))

Параллельно мы распечатали 25 тысяч карточек со скидкой 50%, пронумеровали их и согласовали раздачу с местным такси. Таксист выдавал каждому клиенту такую карточку, а мы их кормили за это (каждый водитель должен был раздать где-то 200-250 карточек) 🙂

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Какой же путь проделала эта карточка за 10 лет, представить сложно))

В 2013-2014 годах мы поняли, что все скидки — огромная ловушка. Во-первых, большой убыток, во-вторых, работа с купонаторами шла через отсроченные платежи, до двух недель. Мы ушли от купонов за счет нахождения идеальной цены на роллы — оптимальной для нас и потребителей, и начали продавать по 100% стоимости, без скидок.

Когда мы отказались от цены с наценкой, усреднив стоимость, мы отказались и от работы с карточками, которые раздавали таксисты. И тут же получили кучу хейта. Отчасти мы объяснили этот процесс санкциями и ростом цен. Самое забавное, что даже спустя десять лет, нас в личных сообщениях все еще спрашивают, можно ли воспользоваться скидкой по карточке, т.к. мы не указывали на них срока действия))

Когда мы уходили от купонаторов, мы знали, что нужно как-то иначе набирать аудиторию. В то время начали набирать популярность группы во ВКонтакте.

Мы создали сообщество и поняли, что просто публиковать фото роллов — не вариант. Поэтому мы начали проводить розыгрыши, при этом стараясь мелкать и в оффлайне, у нас были крутые костюмы панд, которые потом стали нашими маскотами))

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Под новый год, можно было сфоткаться в Новосибирске не только с Дедом Морозом и Снегурочкой, но и с нашим Кунг-фу Пандой))

Постепенно развивали группу, увеличивали призовые: начинали с роллов и мягких игрушек, дошли до розыгрыша IPhone за вступление в группу и репост. Кстати, этот розыгрыш собрал более 35 тысяч лайков!

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Для нас это было просто вау!

Дальше больше — мы разыгрывали макбук, технику разную, даже квартиру хотели разыграть, но притормозили. Думаю, зря. Можно было очень сильно хайпануть на этом. Сейчас подумываем над тем, чтобы вернуться к этой теме. ))

В общем, за весь период работы в ВКонтате в рекламу группы мы влили очень много денег и выросли по оборотам в 10 раз 🙂

В этот период, Игорь перерос обычного управляющего. Он предложил мне открыть новую точку по франшизе в Барнауле и Бийске, в городах где у него есть возможность отслеживать эффективность работы, а я остался руководить «Империей» в Новосибирске! В общем, мы стали большими начальниками :)

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Правда, делегируя, мы немного потеряли фокус внимания, пока открывали новые точки, и работа команды начала проседать. Нам пришлось включиться обратно. И сейчас мы планируем снова сделать рост х10!

Оглядываясь назад, сквозь года, я бы посоветовал себе не бояться и идти вперед! Всё получиться!

Как вы поняли, мы с Игорем люди рисковые и на месте нам не сидится!

Сейчас мы с ним зарубились во внутреннем соревновании: хотим похудеть на роллах на 10 килограмм за месяц. Кто больше скинет, тот победил!

Как я открыл свою доставку суши: опыт, итоги спустя 12 лет и советы "себе из прошлого" Бизнес, Доставка еды, Роллы, Суши, Длиннопост

Наш стартовый вес (слева направо):

Артём - 98,55 кг

Игорь - 109,7 кг

Я хочу тут на Пикабу, раз в неделю рассказывать о внутрянке работы доставки роллов и процессе нашего похудения. Я решил, что буду совмещать роллы с обычной едой и подключу спорт, а Игорь сказал, что будет стараться есть только роллы утром, днем и вечером!

В конце марафона мы объявим результаты.

А чтобы вам было интересно наблюдать за этой гонкой, тот, кто меньше похудеет, проставится перед пикабушниками) Наш забег кончается 15 июня и в этот день, все пикабушники смогут забрать филадельфию (по штуке в руки, самовывозом) по себестоимости за 213, вместо 500 рублей в Новосибирске, Барнауле и Бийске :)

А наценку, во всех трех городах, покроет проигравший из собственного кармана. Это прям мотивация!) Пожелайте нам обоим удачи))

И спрашивайте, если вопросы возникли, на все постараемся ответить))

Показать полностью 10

Почему критика - это хорошо и как с ней работать?

Думаю, тот, кто пытался создать что-то свое, начать что-то для себя новое или пойти нестандартным путем, встречал критику, осуждение, непонимание, абсолютное отсутствие веры и отрицание. Постараюсь разобрать со стороны тех, кого критикуют, и как им быть. Также поговорим и о тех, кто критикует. Работа с критикой крайне важна, особенно в проекте. На своем опыте покажу, как моя команда проходила через это.

Почему критика - это хорошо и как с ней работать? Развитие, Бизнес, Стартап, Личный опыт, Саморазвитие, Критика, Опыт, Предпринимательство, Карьера, Длиннопост

Тема крайне объемная и довольно сложная. В повествовании можно легко запутаться, поэтому разделю его на отдельные главы:

  • Основа и виды критики.

  • Почему люди критикуют? Как это работает?

  • Как критика влияет на социум и общество: плюсы и минусы.

  • Как человеку, начинающему свой путь, не сойти с него в самом начале из-за отсутствия веры и поддержки со стороны окружающих?

  • Как работать с критикой и как извлекать из нее положительные моменты?

  • Почему критика — это хорошо?

Основа

Начнем с понятия критики. Многие путают обсуждение или просто комментирование, не содержащее положительную или негативную оценку, с критикой. Спутать зачастую легко, и для понимания системы координат, на которую я опираюсь, предлагаю разобрать два примера, которые сразу дадут вам понять, что я имею в виду:

  • У Mercedes двигатель большего объема и мощности. Это может стать ключевым фактором для победы в гонке.

  • У Mercedes двигатель мощнее и объемнее. У других участников шансов очень мало в любом случае.

“В чем разница между этими двумя комментариями?” — спросите вы меня.

Я специально в качестве примера привел похожие комментарии, так как откровенно критикующие или хвалебные высказывания распознать очень просто.

Здесь же ключевое отличие состоит всего лишь в одном: в первом комментарии написаны конкретный факт и вывод без оценочного суждения, во втором есть оценочное суждение, поэтому его нужно обсуждать как критику. В данном конкретном случае она вполне справедливая и мягкая, но главной отличительной чертой всегда будет оценочное суждение человека. Если вам просто перечисляют факты или вопросы без своей оценки (в том числе завуалированно) , это считается лишь обсуждением темы, а не критикой.

Виды

Переходим к разделению критики на виды. Это необходимо, так как каждый вид требует разных реакций или ответов и может принести пользу для вас по-разному.

  1. Аргументированная и конструктивная. Здесь все просто и понятно, несмотря на то, что многие люди не умеют принимать такую критику, на самом деле ее много. Но большинство не может высказывать ее корректно, поэтому конструктив зачастую теряется за агрессией. Если научиться правильно ее воспринимать, то такая критика станет самой ценной для вас.

  2. Крайне негативная. Такую вы сможете отличить сразу. Аргументов там будет немного, а если и будут, то их нужно оценивать очень критично.

  3. Смешанная. Одни из сложнейших комментариев для ответов. Конструктив есть, но при этом и откровенного информационного мусора достаточно.

  4. Провокационные и агрессивные. Пишут их люди, которые питаются негативом, и в 80% случаев они даже не прочитали ваш материал или не разобрались в вашей работе. Такие комментарии оставляют, потому что людям это нравится, это их дофамин. Конструктив здесь крайне редок.

Почему люди критикуют? Как это работает?

Теперь перейдем к психологии. Чтобы понимать, как с чем-то работать и находить в этом плюсы, нужно разобраться откуда растут ноги и почему так происходит.

80-85% комментариев всегда будут критикой, примите это как факт. Получается так потому, что положительные вещи в нашем обществе писать не принято. Люди не понимают, зачем это нужно. А написать критику — это важно, ведь так наше общество занимается самоцензурой и устраняет некомпетентных или “неправых”.

Все может начинаться с детства: детей часто ругают, а хвалят либо незначительно, либо не хвалят совсем. Отсюда дети перенимают модель поведения, а потом переносят ее на свою жизнь уже в осознанном возрасте.

Бывает и обратная ситуация, когда хвалят слишком много. В этом случае при зависти или чувстве несправедливости человек начинает искать недостатки и пытаться критиковать по максимуму что-либо. Этим он оправдывает себя благодаря самообману: это способ самозащиты и это норма. Этими примерами само собой не подвожу всех под одну гребенку. Это лишь основные паттерны поведения человека, который постоянно занимается критикой в публичном поле. Это вовсе не плохо, так получается, люди в этом не виноваты, и осуждать их не за что.

Есть также люди, которые пишут критику, так как искренне желают помочь, но таких, конечно, меньше. Запомните одну истину, которую пишут во всех книгах и обсуждают все богатые и успешные люди мира: ярый хейт пишут люди, которые сами ничего не добились, либо добились не того, что они хотели. А вот осознанную, конструктивную критику нужно ценить и любить, ее очень сложно получить особенно от профессионалов в своем деле, которые добились успеха в своей сфере.

Успешный человек, который прошел большой путь и достиг чего-то серьезного сам, никогда не будет писать людям в медийном поле, которые как и он хотят добиться чего-то большего в жизни, откровенный хейт и его отсутствие веры в идею или проект. Во-первых, из-за нехватки времени и других приоритетов в жизни. Во-вторых, потому что он сам был в похожей ситуации и знает, что негатив и хейт убивают инициативу и желание работать у очень многих.

Но это не означает, что критика — это плохо. Это лишь говорит о тенденциях общества, и, если ты хочешь чего-то добиться, ты должен использовать эти тенденции себе во благо, а не жаловаться, как все плохо. Ярый негатив — отголосок критики, необходимая вещь, чтобы получать нужную обратную связь. Ведь все эти комментарии с критикой оставляет огромный пласт людей, который пытается найти в вашем продукте недостатки и рассказывает вам о них. Это как группа тестировщиков, которые бесплатно на вас работают, но просто не всегда умеют культурно и правильно изъясниться.

Как критика влияет на социум и общество: плюсы и минусы

Теперь подробнее о том, как критика формирует наше общество через плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Цензура, которая не пропускает откровенный информационный мусор, так как у такого контента сильнейший хейт.

  2. Формирование критического мышления у людей к своим публичным работам и проектам. Они знают, что будет строгий подход и оценка, а значит прорабатывают все проблемные зоны и стараются сделать лучше изначально.

  3. Зачастую получается крайне важная обратная связь, которую без критики получить было бы намного сложнее.

  4. Поддержка в обществе, где преобладает критика, особенно ценна, и имеет более серьезный эффект.

Минусы:

  1. Критика, особенно агрессивная и едкая, может полностью убить желание человека заниматься своим делом.

  2. Критика может переходить в откровенную злобу, не имеющую под собой аргументацию, а несущую лишь агрессию и токсичность.

  3. Из-за такого негативного поля многие даже ничего не начинают, боясь плохой оценки или неодобрения, хотя могут иметь хорошие идеи и наработки. Это большая проблема.

  4. Критика практически никогда не мотивирует человека, а действует в обратную сторону, добавляя стресс и эмоциональную нагрузку. А если и так есть проблемы, все это только наслаивается.

  5. Иногда цензура — это плохо.

Как человеку, начинающему свой путь, не сойти с него в самом начале из-за отсутствия веры и поддержки со стороны окружающих?

Очень актуальный вопрос, который мне задавали не раз в личные сообщения, а также люди из моего окружения. И он действительно крайне сложный. Этот пункт будет тяжело понять тем, кто не сталкивался с критикой напрямую, особенно направленную на его проект или дело, в которое человек вкладывает все время и душу, но все же попытайтесь поставить себя на место таких людей. Это важный мысленный эксперимент.

По факту, единственное, что вас спасет, если вы вышли в публичное поле — исключительная и непоколебимая вера в проект вами и вашей командой.

Как эту веру получить? Пойдем по порядку. Важно понимать, что у любого проекта в мире, абсолютно у каждого, можно найти недостатки. Если бы существовали идеальные бизнесы, люди, проекты, идеи, то мир был бы совсем другим.

С явной ненавистью справится достаточно просто, прочитайте эту цитату и вам сразу станет намного легче:

Помните, что несправедливая критика часто является замаскированным комплиментом.

Дейл Карнеги

При этом нужно понимать, что некоторый скептицизм вокруг проекта — это признак успеха, а не наоборот. Проект, у которого нет скептиков, скучен, банален и неинтересен. Он не вызывает эмоцию, в нем нечего обсудить, а значит, в большинстве случаев, проект уже обречен на провал. Просто определите для себя простую истину, что критика — инструмент для вашего улучшения, а не топор, который пытается вас зарубить. Вокруг всего есть критика и хейт, но это никак не мешает добиваться успеха. Apple, Facebook, Disney, Yandex, Тинькофф — перечислять можно бесконечно. Даже крупнейшие и самые успешные игроки на рынке имеют огромный шквал негатива, но это норма — к этому все привыкли и используют для своей выгоды. Поэтому, если вы решили создать что-то новое для себя, четко определили, что в этом ваша цель и вам это интересно — просто верьте. Критика не должна сбивать вас с пути или убивать весь ваш настрой.

Никогда нельзя стричь бороду в присутствии двух людей. Один будет говорить, что она сильно короткая, а другой, что сильно длинная.

Как извлекать из критики выгоду?

Так как же использовать критику, если она только обижает и расстраивает?

Отбросьте эмоции. С пониманием вышеописанных вещей, если в них вдуматься и проработать в себе, вы сможете спокойно видеть в критике не негатив, а важные проблемы. Поняв их, вы определите, что стоит улучшить в себе, в проекте, в идеи, в реализации, в технологии. Конечно, не вся критика адекватная и не все нужно переделывать в угоду “диванным аналитикам”, но вы, как создатель чего-либо, должны будете оценить аргументированность и оправданность указанной вам проблемы. При этом на любую критику прежде всего нужно задать себе вопрос: “А если я сделаю так, как предлагает человек, то… ?”.

Опыт нашей команды: очень многое из комментариев взяли себе на карандаш, а большую часть из этого даже реализовали. Статьи, которые я пишу про NFCKEY, во многом нужны для того, чтобы видеть обратную связь от людей, перенимать ее и улучшать наш продукт. Это замечательная возможность, которую необходимо использовать для достижения успеха.

Мудрый человек всегда на стороне тех, кто нападает на него; он заинтересован больше их в обнаружении своих слабостей.

Р. Эмерсон

Как работать с критикой и на нее отвечать?

Важно также иметь в виду, что работа с критикой при анализе и ответах крайне важна. Вы не должны падать в грязь лицом, иначе это будет просто унижение, что очень очернит и вас, и ваш проект. Не нужно отбиваться от любой критики, как от ударов боксера, не нужно проявлять агрессию в ответ и так далее.

Приведу инструкцию работы с комментариями нашей команды, которая применяется на всех ресурсах, и особенно на нашем корпоративном блоге на Habr, где ответы на комментарии могут давать все участники команды.

1. Провокации или агрессия (вид № 4)

Почему критика - это хорошо и как с ней работать? Развитие, Бизнес, Стартап, Личный опыт, Саморазвитие, Критика, Опыт, Предпринимательство, Карьера, Длиннопост

Пример комментария

Здесь отвечаем крайне сухо. Я попробовал на такие комментарии давать аргументацию — это абсолютно бесполезно. Таким людям ничего не получается доказать.

Хороший прием в таких комментариях — пробовать продавать: “Спасибо за комментарий. Нам кажется вы не совсем разобрались, предлагаем вам пройти на сайт и изучить информацию. ”. Это может быть очень удачным решением в некоторых ситуациях. Но, конечно, нужно смотреть по контексту и ситуации.

Главное в таких комментариях оставаться полностью хладнокровным. Начинать со «спасибо», заканчивать тем, что «все будет учтено». В основном все ответы строятся на этом. Реагировать на такие провокации — большая ошибка, проверил на собственном опыте по глупости.

2. Сложные, длинные комментарии, в которых есть дельные вещи (вид № 1 и № 3)

Почему критика - это хорошо и как с ней работать? Развитие, Бизнес, Стартап, Личный опыт, Саморазвитие, Критика, Опыт, Предпринимательство, Карьера, Длиннопост

Хороший пример ответа на подобные комментарии

Если понимаете, что где-то стоит уточнить, где человек не прав — делайте это. Здесь можно поправлять человека и показывать ваши преимущества. Для людей, которые просто читают комментарии, вы будете смотреться в хорошем свете. В основном подобные комментаторы готовы к диалогу, а значит полезных замечаний можно получить еще больше при правильных ответах. Самые полезные комментарии из всех, по моему мнению.

3. Абсолютно не понимающие люди как работу команды, так и суть и идею продукта (вид № 2)

Почему критика - это хорошо и как с ней работать? Развитие, Бизнес, Стартап, Личный опыт, Саморазвитие, Критика, Опыт, Предпринимательство, Карьера, Длиннопост

Пример комментария

Желательно, конечно, объяснять, что они не правы и почему не правы, показав тем самым ваши знания в области. Но на своем опыте знаю, что бывают ситуации, когда оказываешься в ступоре. Так что если понимаете, что такой ответ не потяните и подобный диалог только ухудшит ваше положение — лучше ответить очень сухо: “Спасибо, изучим.”

4. Комментарии «экспертов», которые точно знают, что и где будет работать лучше, а ваш продукт — провал изначально. (вид №2 и №3)

Наверное самые сложные и тяжелые комментарии. Хейт и провокации не вызывают сильной эмоции, если знать, как к ним относиться. Они простые из-за чего и задеть им вас сложнее. “Эксперты” же сутками сидят в поиске возможности показать свою экспертность во всем, и описать это очень подробно. Из этого, кстати, тоже много, что можно подчеркнуть. Порой, несмотря на агрессивность, люди могут действительно хорошо разбираться в теме.

Почему критика - это хорошо и как с ней работать? Развитие, Бизнес, Стартап, Личный опыт, Саморазвитие, Критика, Опыт, Предпринимательство, Карьера, Длиннопост

Пример комментария

Что в таком случае важно в ответе:

  • Безэмоциональность.

  • Четко и последовательно идти по фактам.

  • Обращать внимание на мелочи контекста и невнимательность самого автора комментария.

Показывать несогласие или нет — это ваш выбор. Обычно при ответе на такие комментарии часто получаешь негатив. Здесь может и не быть вашей вины, это просто правило с таким типом комментариев. Люди всегда будут знать лучше вас.

5. Комментарии, на которые вы не понимаете как ответить

Здесь все очень просто. Либо пытаетесь изучить вопрос, если видите, что вам не хватает знаний, либо даёте сухой ответ, как в пункте №3. Такого не нужно бояться, это просто показывает, что вам точно нужно что-то дополнительно изучать в теме и обратить на это больше внимания.

Почему критика — это хорошо?

Почему был выбран такой заголовок статьи? Я ведь сказал много отрицательных моментов и в целом скорее на стороне тех, кого критикуют, а не того, кто критикует.

Но я как никто понял, как именно критика продвинула меня и мой проект. Во многом благодаря ней мы обратили внимание на очень тонкие проблемы, которые могли не заметить и не смогли бы двигаться дальше.

Ключевым является ваше отношение к критике. Над этим нужно работать прежде чем выходить в публичное поле. Всех людей так или иначе она задевает, но те, кто умеют с ней работать, кто понимают как из гневного комментария выцепить важную тонкость, достигают результатов быстрее и чаще.

Несмотря на все плохое, связанное с критикой, я искренне рад, что мы начали писать статьи, вышли в публичное поле, получили обсуждение, как положительное, так и отрицательное, и смогли преобразовать это в развитие. Спасибо всем активным людям, эта статья отчасти посвящена вам.

Критика — это то, чего мы можем легко избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем.

Аристотель

Если хотите посмотреть на наш продукт, опросы, внутреннюю кухню команды и многое другое вам сюда.

Всю остальную информацию о проекте и технологии можете найти на сайте.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!