Сообщество - Духовные практики Востока
Добавить пост

Духовные практики Востока

1 858 постов 1 599 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

Весак

Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост
Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост
Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост
Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост
Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост
Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост

Сейчас для буддистов священные дни праздника Весак, День Рождения, Просветления и Ухода в Нирвану Будды Шакьямуни. По-вьетнамски праздник называется Lễ phật đản, фестиваль проводится с 08.04 по 15.04 по Лунному Календарю. В этом году праздник, соответственно, проходит с 15.05 по 22.05. 2024. В дни празднования Весак значимый поступок - храмовая церемония молитвы за мир с состраданием в сердце. Такая молитва дает душе покой и чистоту.
В этот день в храмах проводятся ритуалы омовения статуи Будды, торжественные парады, запуск фонарей, птиц выпускают на волю из клеток, в храмах слушают проповеди монахов о доброте.
Для каждого буддиста участие в прослушивании проповедей в храме - это лучший способ понять и научиться применять Учение в повседневной жизни. Лекции в храме помогают людям обратиться к духовности, Просветлению и жить осмысленно.
Дни Весака - хорошая возможность помочь укрепить добродетель, сострадание и очистить душу, чтобы каждый день вести более осмысленную жизнь и распространять свою доброту и сострадание в обществе.

Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост
Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост
Весак Буддизм, Познавательно, Культура, Юго-Восточная Азия, Длиннопост

В Парке Будды. Лаос

Показать полностью 9

Долой все законы!

Долой все законы! Ад, Свобода, Рабство, Дух, Независимость, Закон, Бог, Длиннопост

Ад

Сама идея существования ада связана с тем чудесным фактом, что мы рождаемся непокорными, и даже появление нас на свет возвещает о себе криком протеста: «Долой все законы!» Покуда мы подчинены им, мы - механизмы, и жизнь вселенной течет своим чередом, и мы бессильны нарушить ее порядок. Идеей закона ради закона, оказывается, пронизана вся человеческая сущность. И первое проявление жизни в ее высшей форме есть осознание внутренней борьбы за то, чтобы обрести независимость в природе и стать свободным. «Свобода, о Свобода! Свобода, о Свобода!» - вот песня души. Но удел ее, увы, земное рабство.

Тяга к свободе порождает идею абсолютно свободного существа. Идея Бога - основополагающий элемент человеческого естества. В Веданте Сат-чит-ананда (существование-знание-блаженство) воплощает в себе наивысшую идею Бога, подвластную уму. Это сущность знания, а по природе своей и сущность блаженства. Долгое время мы подавляли внутренний голос, пытаясь подчинить себя существующему законопорядку и усмирить в себе природное начало, но внутри нас был жив инстинкт, восстающий против законов природы. Мы можем не осознавать истинный смысл борьбы высшего и низшего начал, но она постоянно существует в нашей душе.

Есть рабство и свобода, свет и тьма, добро и зло, но сама идея рабства предопределяет скрытое наличие свободы. Если существует одно, то существует и другое. Идея свободы должна присутствовать. И даже, если в незрелой душе человека идея рабства еще не воплотилась в борьбе за свободу, призрак ее уже незримо поселился в ней. Греховность и нечистота не слишком тяготят совесть дикаря, ибо лишь незначительно по природе своей он отличается от животного. Восставая против зависимости физической, он стремится к плотским наслаждениям, но именно из этих темных глубин его сознания начинает вызревать и развивается более высокая идея моральной и умственной зависимости и стремление к свободе духа.

Это момент, когда сквозь тьму невежества проникает тусклый божественный свет, который, разгораясь все ярче и ярче, озаряет мрак лучезарным сиянием свободы и совершенства. В качестве его олицетворения человек видит Правителя вселенной, Единственно Свободное Существо. Он еще не подозревает о том, что вселенная едина и что все различия в ней лишь в степени, в идее.

Свами Вивекананда

Что такое религия

Долой все законы! Ад, Свобода, Рабство, Дух, Независимость, Закон, Бог, Длиннопост

Вивекананда

Показать полностью 2

Накапливая благие заслуги

Сегодня в Лаганском районе монахи Центрального хурула, во главе с Шаджин ламой Калмыкии геше Тензин Чойдаком провели обряд «Өөрдин орна теңгрин саң». Традиционно он прошел на кургане Чиндерта, в месте кремации калмыцкого хана Дондук-Даши, являющееся одним из сакральных и святых мест Калмыкии.

Вознося молитвы всем Буддам и Бодхисаттвам, Дакам и Дакиням, божествам и хранителям местности, священнослужители вместе с верующими через Огонь делали им специальные подношения. В основном подносились специальные травы, благовония, различные субстанции, 3 вида белой и 3 вида сладкой пищи.

Как отметил Шаджин лама геше Тензин Чойдак, в такие моменты проведения обряда очень важна внутренняя мотивация, важно понимание, что все проводимые действа направлены во благо всех живых существ, тем более в эти дни священного месяца Үрс сар.

Собравшиеся в этот день возносили молитвы прося у Бурханов благополучия, здоровья и гармонии во всем.

(с тг-канала "Калмыцкий Хурул")

Показать полностью

Недостижимость идеала говорящих слонов: что такое дхарма и как она учит нас мудрости, ненасилию и состраданию

Понятие дхармы используется как в буддизме, так и в различных вариантах индуизма, но дать ему точное определение порой не в состоянии даже специалисты. Дхармой могут называть совокупность традиционных религиозных ритуалов, но в то же время умопостигаемую истину, или строгую кастовую систему, но в то же время идеал, ради которого касты следует уничтожить. Об истории и актуальности этого многоликого понятия на страницах журнала Aeon рассказывает писатель Киртик Сасидхаран.

В детстве каждые летние каникулы родители возили меня в Кералу, штат на юге Индии, где я проводил по три месяца у тети в ее большом семейном поместье. В ту пору телевизоры еще не были широко распространены, поэтому по вечерам она рассказывала нам истории из древнеиндийской мифологии — пураны. Герои этих историй словно воплощали в себе кантовский категорический императив: их жизни были примером преданности, правдолюбия, готовности к самопожертвованию и других благородных качеств. Как правило, они попадали в неприятности из-за капризов богов, принуждавших добродетельных мужчин и женщин отказаться от своих идеалов. Но герои пуранов никогда этого не делали, за что должны были платить высокую цену. Моя тетя называла этих мужчин и женщин «символами дхармы» (dharma prateekam), но не объясняла значение этого необычного слова — дхарма.

Многие поколения индийцев находили в пуранах образцы для подражания. Целью этих историй было переломить в слушателе естественные инстинкты эгоизма и самосохранения и перестроить его внутренний мир в соответствии с понятием дхармы.

Добродетель в данном случае заключалась не в строгом следовании ритуалам, а в приверженности идеалу в том случае, когда это требовало жертв. Слушатели пуран (будь то ребенок, слушающий свою тетю, или аудитория, слушающая религиозного учителя) сталкиваются с морально сложными ситуациями в своей собственной жизни, и тогда они могут спросить себя: «Что бы сделал Шравана, сыновний сын?», или: «Что бы сделала Савитри, верная жена?»

Недостижимость идеала говорящих слонов: что такое дхарма и как она учит нас мудрости, ненасилию и состраданию Индуизм, Буддизм, Дхарма, Длиннопост

В детстве Махатма Ганди видел пьесу о легендарном короле Харишчандре, который пожертвовал всем, включая ребенка и жену, чтобы говорить правду.

Позже Ганди написал о влиянии этого зрелища на его жизнь: «Пьеса преследовала меня, и я бесчисленное количество раз видел Харишчандру перед собой… Мысль обо всем этом часто заставляла меня плакать».

В основе педагогической программы, в которую входили подобные произведения, лежали представления о том, как люди приходят в эту жизнь: рождаясь заново, они тем не менее несут на себе все поступки и знания из своих предыдущих воплощений. Таким образом, цель пуран — нечто большее, чем просто морализаторство: если осознанно подражать их героям, это очистит наш разум, подобный использованной, но немытой посуде, а также поможет сделать правильный выбор. Это значит, что выбор не предопределен. Человек может игнорировать пураны и дальше накапливать «кармическую» грязь, или же он может жить в соответствии с этими историями и избегать «кармического» бремени. Выбор всегда остается за человеком. Но здесь возникает вопрос: что же такое дхарма, о которой так часто говорят в пуранах?

Найти ответ непросто. Даже «Махабхарата», это невероятно большое эпическое произведение, напоминает, что «сущность дхармы скрыта в пещере»!

Вишну Сукхтанкар, редактор первого научного издания «Махабхараты» (1944), пишет: «Я даже не стану пытаться, претендуя на некую небывалую точность, дать определение дхармы. Над этой задачей уже бились умы куда лучше моего». Впрочем, не все специалисты и энтузиасты разделяют эту позицию. Исследователи, как правило, пытаясь определить это понятие, сперва обращались к этимологии. Санскритский корень dhr- означает «удерживать», «основываться» или «поддерживать». Впервые он появляется в «Ригведе», обширном своде религиозных гимнов, датируемом примерно 1400–1000 годами до нашей эры. В книге 8 мы находим одно из самых ранних употреблений этого корня:

[Индры] чья двойная могучая
Сила поддерживает две половины вселенной,
Горы, равнины, воды, небо — благодаря бычьей мощи!

Пер. Я. Елизаренковой

То есть в данном случае «дхарма» не дает миру провалиться в хаос. И до дхармы все было хаосом — первозданной неопределенностью.

Но значение слова «дхарма» и его производных постоянно менялось, иногда даже в пределах одного текста. Например, хотя в «Ригведе» слово «дхарман» (dhárman) встречается 63 раза и обладает относительно устойчивым значением, это не слишком помогло современным переводчикам, поскольку за три (как минимум) тысячи лет, прошедшие со времени написания текстов «Ригведы», это слово обросло огромным количеством дополнительных значений.

Дхарма родилась из ритуала

Это изобилие значений проявилось наиболее ярко, когда немецкий лингвист Карл Фридрих Гельднер в 1928 году перевел «Ригведу», использовав не менее двадцати вариантов перевода для описания дхармы в различных контекстах: среди них — «закон», «порядок», «долг», «обычай», «качество» и так далее.

Не так давно Бибек Деброй, переводчик эпического десятитомного издания «Махабхараты» (2015), рассказал мне: «Основой санскрита является глагольный корень, дхату. Если обратить внимание на корень, значение слова „дхарма“ очень определенное».

Однако в этом, казалось бы, простом замечании сокрыты два отличных друг от друга типа индийской мысли, которые зародились в «Ригведе» и развивались с течением времени: традиция, ориентированная на глаголы, и традиция, заостряющая внимание на существительных.

Как отметила Дайя Кришна в 1997 году, ориентация на глаголы легла в основу традиции мимамсаки (герменевтики), которая придает большое значение словесным заявлениям, предписаниям, ритуальным жертвоприношениям и, в конечном счете, теологии действия, то есть понятию кармы. Для этого типа мысли «дхарма» родилась из ритуала. С другой стороны, внимание к существительным выросло в традицию упанишад, которая понимала реальность как бытие, а не становление. Эта точка зрения выработала способы умозрения, свободные от ритуала, и, что крайне важно, установила связь между реальностью и знанием (jnaana). Таким образом, для традиции мимамсаки дхарма связана с поучениями и выполнением определенных действий — как, например, в сутрах Мимамса Джаймини, где тот наставляет: codanaalakshnaartho dharmah («Дхарма — референт, отличающийся „предписывающей вербальной силой“»). Для мировоззрения упанишад дхарма по своей сути рождается из трансцендентного идеала — истины (yo vai sa dharmah satyam vai tat; «Теперь дхарма — не что иное, как истина»).

Недостижимость идеала говорящих слонов: что такое дхарма и как она учит нас мудрости, ненасилию и состраданию Индуизм, Буддизм, Дхарма, Длиннопост

В IV веке до нашей эры, когда ранний буддизм стал набирать популярность, его последователи начали оспаривать и отвергать главенство Вед. Как ни странно, для этого они заимствовали идеи и образы, в том числе понятие дхармы, из ведического мира.

Но, в отличие от ведического мировоззрения, в котором дхарма изначально рассматривалась как механизм установления порядка и со временем приобрела ритуальный оттенок, в рассуждениях Будды она получает иное, более радикальное значение.

В ведическом мире, несмотря на некоторые его ярко выраженные скептические пассажи (которые, например, можно встретить в «Насадия Сукта», гимне творения, где поэты ставят под сомнение существование самих богов), поэтические высказывания рассматриваются как откровение о трансцендентной реальности, засвидетельствованной провидцами (drashta). В целом во вселенной Вед слова и вещи одинаково отмечены материальностью.

А в беседах Будды слова и концепции уже представлены как расплывчатые возможности. На пали, языке ранних буддийских произведений, наша реальность рождается из сложной игры звуков и символов, которые возникают и исчезают. Как пишет Дэвид Калупахана, это был мир, где «возникает слово» (akkharam anupatati) или «происходит зачатие» (sankham gacchati). Палийское слово «дхамма» (то есть санскритская «дхарма») часто переводится как «изложение доктрины» — в буддизме дхамма становится набором инструкций для описания реальности, понятой как совокупность возникающих и исчезающих явлений.

Дхарма в эпоху колониализма

Мировоззрение Ману воплощает в жизнь «дхарму», создавая социальный порядок, который тесно связан с так называемой идеологией варнаашрама — неологизмом, состоящим из двух емких слов: «варна» и «ашрам». «Ашрам» в данном случае означает четыре этапа жизненного пути: брахмачарья — ученик, соблюдающий целибат, грихастха — домохозяин, ванапрастха — лесной житель и саньяса — отреченный. Термин «варна» более сложный: так называют сообщества духовных искателей, существующих на сходных материальных основаниях. Чаще встречаются упоминания о четырех варнах — священниках, военачальниках, торговцах и рабочих; понятие варны впоследствии слилось с понятием джайати (родом деятельности, профессиональной группой), что, в свою очередь, было переработано в наборы жизненных реалий и символов, которые мы сегодня знаем как касты.

На протяжении многих столетий дхарма была равносильна строгим рамкам кастовой системы, но часто верно и обратное: дхарма могла служить идеалом процветания, выходящим за пределы касты. В «Махабхарате» ясно сказано, что необходимость принятия индивидуального решения часто оказывается выше любых других обстоятельств. Так, первочеловек Сваямбху Ману замечает: «Нужно также полностью игнорировать дхарму, которая касается джати, шрени, адхивасы и семьи. Это не дхарма, потому что в них нет настоящей дхармы». Однако в другом месте Бхишма, который смотрит на мир с точки зрения управления и порядка, предупреждает, что бог Вишну «не проявляет нежности к тем, кто не следует дхарме их джати и варны». В «Махабхарате» выражена позиция вынужденного прагматизма. Человеческие общества неизбежно разделяются на группы и классы, часто на основе экономических соглашений, и создают собственные правила. Эти расколы неминуемы, даже несмотря на то, что мы очень хорошо понимаем, что подобные границы создаются самим человеком и что для истинно просветленного барьеров между людьми не существует.

В «Махабхарате» с неохотой признается, что обе истины — коллективная и индивидуальная — будут сосуществовать и бороться за первенство.

Когда британцы стали активно изучать Индию, это возымело неожиданный эффект. Индийцы страдали под гнетом колониализма, однако в то же время увлекались новыми интеллектуальными возможностями, открывшимися благодаря доступу к европейским знаниям, в связи с чем начали переосмыслять дхарму. Индийская мысль той поры оказалась как бы меж двух миров: между миром европейских академических кругов и миром традиционного индуизма, который часто называют «санаатана дхарма», вечная дхарма. Благодаря подобному пересечению были сформированы ведущие интеллектуалы той поры: от радикального поэта Банкима Чандры Чаттерджи до политика-реформатора Махатмы Ганди. Для них дхарма служила поводом для критических размышлений и для социальных действий в эпоху колониализма.

Вместе с тем социальное расслоение, которое на протяжении столетий освящалось идеей дхармы, стало постепенно ослабляться. Неприкасаемые, социальная группа, больше всего страдавшая от кастового разделения — этой необычайно жестокой системы социальной стигматизации, наказаний и табу — в 1935 году под руководством ученого и конституционалиста Бхимрао Амбедкара создала политическое сообщество и приняла резолюцию под названием «Сообществу неприкасаемых: новое послание нового Ману». Их готовность принять образ Ману, чтобы объявить в своем манифесте о социальной независимости, говорит об исключительном влиянии этого социального порядка. В начале 1950-х годов Амбедкар и многие из его последователей обратились в буддизм, что показывает важность «дхаммы» как понятия, которое можно было истолковать как обещание освобождения.

Поступок Амбедкара был попыткой отделить с помощью изучения дхармы идеал процветания от ортодоксального общественного устройства, которое сформировалось вокруг этого идеала.

Однако вернемся к вопросу о том, почему дхарма как философская идея со временем приобрела такое значение. Чтобы ответить на него, нужно вернуться к святому Ади Шанкаре, философу VIII века, с которым, по словам современного ученого Пратап Бхану Мехта, вынужден сражаться каждый индиец, обращающийся к собственной интеллектуальной истории: от марксиста Дамодара Косамби и антиколониалиста Ганди до поэта-мистика Ауробиндо и современного политика Нарендры Моди. Непосредственно из споров и компромиссов с онтологической структурой, выстроенной Шанкарой, возникают оппонирующие друг другу направления современного индуизма. В своем комментарии к философской поэме «Бхагавадгита», являющейся частью «Махабхараты», Шанкара предложил определение дхармы: praaninaam saakshaad abhyudaya nihshsreyasa hetu ya sa dharma — «Дхарма — это то, что приносит (материальное) благополучие и (духовное) освобождение всем живым существам».

Несомненно, это определение вызывает много вопросов. Но во всяком случае оно открывает два возможных пути для дальнейшего исследования. Во-первых, дхарма предстает как идея, во имя которой можно отстаивать и догматизм, и радикализм, и иконоборчество, и консерватизм, и гуманизм, пока приверженцы этой идеи говорят о человеческом благополучии.

Это влечет за собой совершенно естественный и вроде бы неразрешимый вопрос о том, как распознать, соответствует ли некое действие дхарме.

Традиционный ответ на этот вопрос — следует придерживаться ритуалов и обычаев своих предков. Этот способ приближения к дхарме опирается на воспроизводимость добродетели посредством повторения действий из поколения в поколение. Для этого служат фиксированное социальное устройство и эндогамный брак — и то, и другое обеспечивала кастовая система. Но перемены бесцеремонно вторгаются в жизнь. Считается, что даже Шанкара, основоположник современного индуизма, нарушал ритуалы в определенные моменты своей жизни. По сути, если мы оцениваем нашу верность дхарме по верности рутулаам, мы можем сохранить свой образ жизни, но потеряем слишком многое в бессмысленной борьбе с миром, который меняется слишком быстро.

Недостижимость идеала говорящих слонов: что такое дхарма и как она учит нас мудрости, ненасилию и состраданию Индуизм, Буддизм, Дхарма, Длиннопост

Иной способ распознать дхарму в эпоху, когда все стремительно меняется, состоит в том, чтобы полагаться на метод, с помощью которого Аристотель оценивал, процветал ли человек, живя «активной жизнью разума и добродетели». Для этого философ советовал посмотреть на то, какими выросли внуки такого человека. С этой точки зрения, жила ли в соответствии с дхармой тетя, рассказывавшая мне пураны, можно узнать, лишь увидев поведение и добродетели моих детей. Подобный подход противоречит современным взглядам, в соответствии с которыми оценивать личность можно лишь по ее собственным поступкам.

Но эта интерпретация дхармы, что человеческая жизнь не может быть оценена в ее собственных пределах. Она рассматривает человека как живое существо, стремящееся распутать сеть взаимосвязанных обязательств — перед самим собой и перед другими живыми существами. Если карма может действовать таким образом, что грехи родителя сваливаюся на ребенка, то, добродетели ребенка, наоборот, украшают жизнь несовершенного родителя.

Этот взгляд на дхарму остается общепризнанным в мире, где целью является преемственность поколений. Также он лишний раз подчеркивает нашу историческую и социальную обусловленность и способствует процветанию постоянно расширяющегося круга связей.

Вместе с тем определение Шанкары налагает на каждую историческую эпоху бремя критического переосмысления того, что подразумевать под словами «благополучие» и «освобождение». Кто имеет право на них? Кто будет это решать? Поскольку в демократическую эпоху наша забота о ближних становится все шире, со временем неизбежно возникнут вопросы, что представляет собой дхарма, если мы начнем рассматривать всю органическую жизнь и даже общий искусственный интеллект как равных себе.

Более насущный и неприятный вопрос заключается в том, как понимать дхарму, когда взаимоисключающие, но очевидные истины загоняют нас в этический тупик. Если экономический рост приводит к сокращению бедности, но при этом ухудшает состояние окружающей среды, какой дхарме следует отдавать предпочтение? В результате, когда мы начинаем думать о дхарме как о форме процветания, зависящего от правил, мы сталкиваемся с другими, неортодоксальными дхармами, такими как сва-дхарма — дхарма индивидуума, юга-дхарма — дхарма духа времени, и так далее. Если мы понимаем дхарму как ряд этических рамок, вступающих в противоречие друг с другом, это дает нам возможность жить в настоящем, а не в реакционной идиллии прошлого или в революционных утопиях будущего. Это ставит перед нами вопросы о совместимости (как мы объединяем различные точки зрения?), о социальном выборе (как мы должны определять, какая точка зрения имеет большее значение?) и о взаимосвязи между дхармой и многообразием реального мира.

Если мы серьезно относимся к определению Шанкары, то из-за вопросов, которые из него следуют, мы вынуждены признать однобокость наших взглядов на реальность, что делает нас более деликатными.

Несколько лет назад, незадолго до смерти моей тети, я навестил ее и, поддавшись ностальгии, попросил ее рассказать мне какую-нибудь историю из пуран. Она рассмеялась и ответила, что это истории для детей. Но мгновение спустя она добавила: «Ты все еще ребенок?» Сложно сказать. Может быть, я уже вырос из историй о говорящих слонах и поющих птицах, которые жертвуют собой ради некого недостижимого идеала. А может быть, она хотела сказать, что человек никогда не должен вырастать из этих историй, ибо это означало бы пренебречь семенами дхармы, содержащиеся в них: истиной (сатья), ненасилием (ахимса) и состраданием (анришамсья). Семенами, которые, как надеялась она и поколения рассказчиков до нее, однажды вырастут в дерево дхармы.

Источник

Показать полностью 3

Социальная справедливость

Социализм Вивекананды - особая и сложная тема, где не должно быть места прямолинейным оценкам и упрощенным суждениям. До сих пор его порой причисляют к когорте социалистов типа Джавахарлала Неру, а иногда чуть ли не к марксистам.

Социальная справедливость Социализм, Политика, Мыслитель, Ромен Роллан, Религия

Крупный и яркий философ-традиционалист Рене Генон, представитель своеобразного направления аристократического эзотеризма интеллектуально-консервативного толка, видел в самом факте публикаций о Вивекананде книги Роллана, которого он считал одиозной прокоммунистической фигурой, расплату за его (Вивекананды) социалистические иллюзии. Между тем сем Вивекананда, отдавая дань новым идеям, отнюдь не идеализировал движение социализма, через соблазн которого прошли в начале XX века едва ли не все пассионарные деятели интеллигенции Европы, Америки, России и Востока. Мыслитель говорил на этот счет: "Я социалист не потому, что я считаю социализм совершенной системой, а потому, что лучше хоть что-нибудь, чем ничего. Другие системы мы испытали, и они оказались неподходящими. Испробуем эту - если не ради чего-либо иного, то хотя бы ради ее новизны". Разумеется, Вивекананду прельщала не сама по себе новизна, но новые пути национально-освободительного движения в Индии, где все попытки сбросить хорошо продуманную систему колониального владычества англичан старыми средствами ничего не давали. Требовался приток свежих сил, пробуждение и участие широких народных масс, которых легче всего было вырвать из угнетенного состояния проповедью идей национального достоинства и социальной справедливости.

Социализм Вивекананды, ничего общего не имеющий с марксизмом или с атеистическим мировоззрением европейских социал-демократов, как раз и был подобной проповедью. Но ведущую роль в ней занимали не социальные, а религиозные истины. Именно такой религиозный социализм  был способен, по мнению Вивекананды, вывести страну, да и все человечество из тупика, облагородить неизбежное в будущем восстание шудр и разрядить мировое зло, сгустившееся как раз в связи с нагнетением социальной и национальной несправедливости на планете.

Сергей Ключников

Показать полностью

Геше Йонтен дал небольшое интервью об искусственном интеллекте

Напишу здесь коротко вопросы и суть его ответов.

В. Можно ли освятить и использовать статую Будды, напечатанную на 3D-принтере?
О. Да, потому что статуя лишь облегчает работу в сознании (визуализацию). Как именно она была создана, в общем, неважно.

В. Может ли у робота появиться карма?
О. Если он в какой-то момент он обретет сознание, то да, возникнут омрачения и карма. Впрочем, геше практически уверен, что этого не произойдет.

В. Будет ли в таком случае работать процесс реинкарнации?
О. Да (геше подчернул, что это его частное мнение, которое другие учителя могут не разделят). Благая и неблагая карма вовлекут ИИ в цикл перерождений.

В. Что общего между буддизмом и искусственным интеллектом?
О. Безэмоциональность. Стремление приносить благо живым существам. Отрицание Бога-Творца и его особого замысла.

В. Что бы вы ответили ИИ, если бы он спросил вас о смысле жизни?
О. Смысл в счастье, все стремятся к нему и никто не желает страдать. ИИ, благодаря своей вычислительной мощности, поможет стать счастливым, причем без ссылок на священные книги, которые все равно не авторитетны для людей нерелигиозных.

Полный текст:

Елена Рерих - «астральная путешественница»

Елена Рерих - «астральная путешественница» Мистика, Эзотерика, Елена Рерих, Астральные путешествия, Гималаи, Шамбала, Длиннопост

(31 января 1879 - 5 октября 1955)

Елена Ивановна Рерих (Шапошникова) - русский религиозный философ (или, как она сама себя называла - эзотерический философ), ясновидящая и яснослышащая, писательница, общественный деятель. Утверждала, что получала послания от Махатмы Мориа, записывая их в дневники - на их основе была издана серия книг о религиозно-философском учении «Живой этики» («Агни йога»).

Елена Рерих родилась в семье известного петербургского академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова. По матери, Екатерине Васильевне, принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, была двоюродной правнучкой полководца Михаила Илларионовича Голенищев-Кутузова. Елена Ивановна росла в семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники. Очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера; была одаренной личностью, достигла высокого уровня игры на фортепиано, увлеченно занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию. В 1895 году с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге. По завершении гимназии поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу. Затем собиралась продолжить обучение в Петербургской консерватории. Но родственники, опасаясь, что она увлечется революционными настроениями в студенческой среде, запретили ей поступать в консерваторию.

Елена часто проводила лето с матерью в Бологом Новгородской губернии у своей тети Евдокии Путятиной. В 1899 году там состоялась ее встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом. Молодые люди полюбили друг друга и, несмотря на то, что родственники Елены были против их свадьбы, в 1901 году обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове (Санкт-Петербург).

Многие картины Николая Рериха являются результатом их совместного творчества. Художник, называя ее в своих произведениях «Ведущей», утверждал, что на многих его полотнах по праву могут стоять две подписи - его и Елены Ивановны. «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское». Также он величал ее своей музой, вкладывая в это понятие нечто мистическое: «У Елены Ивановны есть дар: она посылает мне мыслеобразы, помогает мне переходить в состояние, близкое к нирване, когда я начинаю вдруг видеть таинственную страну, которую изображаю на своих полотнах».

Вскоре Елена с мужем увлеклись мистикой. Из сохранившихся до наших дней записок и свидетельств очевидцев ясно, что они не раз проводили спиритические сеансы, вызывали духов, устраивали странные обряды, похожие на колдовские ритуалы. Знакомым они не раз признавались, что нашли путь в Шамбалу - мистическую страну, которая открывается лишь посвященным, где живут лишь боги и приближенные к ним, и найти дорогу в которую можно лишь через духовность или астрал. Причем физически туда переместиться невозможно - путешествие может совершить только душа.

Историки полагают, что изначально в поисках Шамбалы Рерихи отправились в 1903–1904 годах в экспедицию по древнерусским городам, во время которой посещали, фотографировали и зарисовывали древние церкви и захоронения. Примечательно, что почти из каждого посещенного места Рерих привозила некие артефакты: кирпичи из кладки стены, фрагменты забора, старинные вещи, найденные или купленные у местных жителей - в результате была собрана превосходная коллекция более чем из трехсот произведений, которую Рерихи передали позднее в Эрмитаж.

Во время одной из поездок на Елену снисходит озарение - она начинает видеть и слышать на расстоянии.

Изначально это скрывается - о необычных способностях знают лишь самые близкие. Проявляет свой дар она во время археологических раскопок, которые ведет ее муж - подсказывает, где нужно копать, и каков будет результат. Также она предсказывает серьезную болезнь мужа в 1916 году, в результате которой семья по настоянию врачей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. В 1918 году Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Так Рерихи оказались отрезанными от России.

В 1919 году слухи о даре Елены Рерих и способностях ее мужа к путешествиям в астральном мире дошли до Англии - до руководства Теософского общества, и их приглашают переехать жить в Лондон, предоставив жилье.

В июле 1920 года, после проведенных испытаний и тестов, Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи получили приветственное письмо и официальные удостоверения о членстве в Теософическом обществе английского отделения.

Опыты с астральными путешествиями становятся регулярными - в те годы в Европе спиритические сеансы были модными. Семья не только проводила сеансы, описывая результаты и обучая новичков, но и приглашала почтенную публику для коллективных сеансов вокруг стола с магической доской и хрустальным шаром. Сеансы проводились прямо в доме Рерихов по несколько раз за ночь, но чтобы попасть на них не только простые люди, но и высокопоставленные сановники записывались в очередь за 2–3 месяца.

Если муж Елены Ивановны овладел путешествиями в астральном мире, будучи способным перемещаться и видеть на расстоянии, сама она практиковала контакты с духами умерших людей и с богами (преимущественно индийскими, поскольку именно они чаще всего выходили на связь). Один из духов чаще других выходил на связь, его Рерих узнавала уже по голосу, а его сообщения и предсказания всегда были самыми точными. Он называл свое имя - Владык, так она к нему и обращалась. Во время сеансов без публики (индивидуальных) Владык надиктовывал Рерих мысли, которые легли в основу многих ее книг, которые Елена Ивановна записывала, как она сама говорила, методом автоматического письма: «Я входила в контакт, отключала мозг, брала в руки карандаш и позволяла контролировать физическую руку эфирной руке контролирующей развоплощенной сущности».

Самое удивительное, что во время сеансов Рерихи умудрялись отправлять в астрал и других людей. Об этом есть немало свидетельств. Например, известно, что своих друзей Елена Ивановна «познакомила» в астрале с духом, который представлялся как «греческий певец VI века до Рождества Христова» и давал ей «ценные указания».

Позднее (после 1021 года) Рерихи научились «визуализировать» своих собеседников из астрала и без сеансов - им не нужен был стол и магический шар, достаточно было сесть, расслабиться и закрыть глаза.

По утверждению Елены Рерих, все книги, посвященный агни-йоге (религиозно-философскому учению, претендующему на синтез всех йог и религий) были написаны ею в результате «бесед» с неким Махатмой Мориа, явившемся к ней также в астрале. Их сотрудничество продолжалось вплоть до 1940 года. Елена Рерих утверждала, что методом яснослышания получала от Махатмы Мориа послания, которые были изданы серией из 14 книг, составляющих учение. Кстати, Русская православная церковь активно критикует это учение из-за того, что агни-йога, как считается, несовместима с христианством.

В декабре 1923 года Рерих вместе со своей семьей едет в Индию - сначала в экспедицию на поиски Шамбалы, но страна настолько восхищает исследователей, что они остаются там жить - в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году они основывают Институт Гималайских исследований «Свет утренней звезды»). Он был задуман как институт по изучению человека, его психологических и физиологических особенностей. Там же Елена Ивановна продолжает работу над книгами «Живой этики», которые издаются в разных странах мира. В том числе и в России, но под псевдонимами. В 1929 году на русском языке под псевдонимом Жозефина Сент-Илер была издана работа «Криптограммы Востока». Она содержит апокрифические сказания, легенды и притчи из жизни великих подвижников и учителей человечества - Будды, Христа, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, Сергия Радонежского. Образу хранителя и заступника земли русской посвящает книгу «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», которая издана под псевдонимом Н. Яровская в 1934 году.

После смерти мужа, в январе 1948 года Рерих со старшим сыном хотела вернуться в Россию, но во въездных визах им было отказано. Тогда она переехала в Восточные Гималаи, где спустя 7 лет ушла из жизни, так больше и не побывав на родине. На месте ее кремации ламы воздвигли белую ступу, на которой была высечена надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».

«Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты?», Денис Валерьевич Лобков, 2014г.

Показать полностью 1

Различение — Вивека

"Женщина и золото" преходящи. Только Бог является Вечной Сущностью. Что человек получает за деньги? Пищу, одежду и жилье - больше ничего. Ты не сможешь постичь Бога сих помощью. Поэтому деньги никогда не могут быть целью жизни. Это и есть процесс различения. Ты понимаешь?"

М: "Да, господин. Я недавно читал пьесу на санскрите под названием "Прабодха Чандродайя". Там говорится о различении".

Учитель: "Да, различение относительно объектов. Размышляй: что такого в деньгах или в прекрасном теле? Различай, - и ты найдешь, что даже тело прекрасной женщины состоит из костей, плоти, жира и других неприятных вещей. Почему должен человек отказываться от Бога и направлять свое внимание на такие вещи? Почему должен человек забывать Бога из-за них?"

М: "Можно ли видеть Бога?"

Учитель: "Да, конечно. Жизнь в уединении время от времени, повторение имени Бога и воспевание Его славы, различение между Реальным и нереальным - эти средства применяются, чтобы увидеть Его".

ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ
Глава 1
«УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК»

Различение — Вивека Реальность, Золото, Женщины, Уединение, Бог, Мышление, Длиннопост

Рамакришна

Различение — Вивека Реальность, Золото, Женщины, Уединение, Бог, Мышление, Длиннопост
Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!